- Раньше каждую весну перед отправкой в дрейф по Ледовитому океану советских полярных станций летчики выбирали прочную льдину. Оборудовали на ней аэродром, ставили рядом базу и присваивали ей позывной. Одним из них был Борнео. В нынешнем году, уже в который раз, на плавучем острове перед весенним сезоном появился туристический лагерь, а рядом с ним и мы поставили свои палатки. Одну для жилья, другую для работы.
На пятый день дрейфа к нам на льдину украинский самолет Ан-74 привез из норвежского городка Лонгиера очередную группу туристов. Они высыпали на лед и заахали от восторга - красота необыкновенная! Сплошное белое покрывало, снеговые шапки, поземка и вдруг - электрические огни в палатках, курится дымок, банька топится, бегают тракторы, лают собаки... И все это - на дрейфующей льдине с экзотическим названием Борнео.
Больше всего туристы удивились, когда увидели три государственных флага над нашими палатками. Многие начали фотографировать, а я подумал: очень хорошо, что мы возвращаемся в Арктику. Помню, как в 1979-м я впервые попал сюда на СП-22. Тогда никто "не посягал" на наш сектор, основание которого тянулось от Кольского полуострова до Берингова пролива, а вершина упиралась в Северный полюс. За 12 лет, пока Россия отсутствовала в Ледовитом океане, многое изменилось. Что касается туристов, то их возят сюда не только зарубежные, но и российские фирмы. Однако появились и более серьезные основания для постоянного нашего присутствия в Арктике.
На мелководных шельфах, окружающих Шпицберген, Северную и Новую Земли, остров Франца Иосифа, обнаружены богатые залежи нефти и газа. Поэтому освоение высоких широт для Украины, Белоруссии и России - задача стратегическая. Но решать ее придется теперь в условиях жесткой конкуренции. Ведь российское руководство в 1990-х добровольно сделало прибрежные территории Ледовитого океана нейтральными. Теперь сюда свободно высаживаются американцы, англичане... Однако экспедиция показала, что у нас, славян, есть немало преимуществ. Главное - в наших государствах сохранились энтузиасты освоения Арктики.
...Как-то уже стемнело, и все собрались в палатке. Вдруг спохватились: нет киевлянина Владимира Богилло. Это же ЧП! Вышли, а Владимир пристроился за палаткой и ковыряется во льду - нашел что-то необычное. Что ж, ему, гляциологу (специалисту по льду), виднее. Я не стал ругать Володю, а пошутил: дескать, тебе что, в Киеве льда мало?! Он заулыбался: тут, мол, холоднее. А если серьезно, то за месяц ученый набрал столько материала, что обрабатывать придется минимум полгода.
С гидробиологом из Минска Володей Тышкевичем мы были на СП-32, которая в прошлом году разломилась, и полярников срочно эвакуировали вертолетами. Так вот, тогда еще Володя в экстремальной ситуации сумел спасти и сохранить все заборы проб океанской воды, чтобы потом на Большой земле их исследовать. Он даже в Варшаву их возил. В этот раз всех удивил. Когда к нам нагрянули три медведя, и мы их отпугнули выстрелами, то Тышкевич бросился вдогонку с такой прытью, что мы испугались за него. Он же возвращается довольный - впервые так близко к зверям подошел - и говорит: я же чувствую, когда они нападут, а когда нет, я же биолог.
К чему рассказываю все это? А к тому, что в России, на Украине, в Белоруссии и сейчас есть ученые-энтузиасты, готовые хоть завтра начинать серьезную работу в высоких широтах. Кроме того, страны имеют и все технические возможности, чтобы организовать совместные "славянские" научно-исследовательские экспедиции, которые бы постоянно работали в Ледовитом океане. Да и расположены мы близко к Арктике. Надо ли доказывать, как мы выиграем, если объединим усилия? Кстати, в 2006 году, надеюсь, международная станция все-таки уйдет в дрейф. Может, ее тоже мы назовем Борнео. Очень хочу, чтобы эти слова прочитали и поняли российские чиновники. Ведь чего греха таить, пока они от нас по большей части отгораживаются. На организацию "славянской льдины", хотя идею ее создания поддержал президент страны, ни копейки выделено не было. Спасибо частным спонсорам - выручили.
Но дело не только в деньгах. Чиновники, к сожалению, не выказали никакого интереса к этому проекту. Маленький штрих. Мы уже дрейфовали на Борнео, как вдруг пришли отписки из Росгидромета, Минфина, Минэкономразвития и т. д. на наши запросы, сделанные раньше. Там сообщалось, что "славянская" экспедиция невозможна. Мы, конечно, посмеялись, хотя, сами понимаете, тут не до смеха...