"Похудение" доллара связано с неопределенностью американской экономики, что уже вызвало падение индексов деловой активности на Уолл-стрит. Сказалось и неровное дыхание мирового нефтяного рынка. Эксперты поговаривают, что таким образом реальный сектор, производящий энергоносители, металлы и прочее, сейчас берет реванш у "виртуальной экономики", представленной торговцами компьютерными программами и эфирным временем для сотовых телефонов.
Однако сводки о недомогании доллара на мировых финансовых рынках никак не отразились на его имидже в глазах россиян. Да, в иные дни Центробанк вставал на защиту доллара, дабы не падали в цене золотовалютные резервы России, которые достигли исторически рекордного показателя в 40 миллиардов долларов. Но не в этом дело. Устоявшееся мнение, что Россия успела глубоко интегрироваться в мирохозяйственную систему и потому чутко реагирует на любые внешние факторы, требует оговорки. Наша молодая рыночная экономика часто идет как бы в противоход. Когда де-факто мировая валюта - американский доллар - повсюду обесценивается, у нас напротив "вечнозеленый" медленно, но уверенно набирает вес.
В России сохраняются все последние десять лет объективные причины для повышения курса. Назовем несколько "бычьих" (по терминологии биржевиков "бык" символизирует игру на повышение) факторов, создающих привозной валюте парниковые условия для устойчивого роста. Львиную долю доходов бизнеса и государства составляет выручка от экспорта энергоносителей и металлов. Так, нефтяные корпорации России, с которыми клиенты расплачиваются в валюте США, могут в одночасье увеличить доходы, если на момент конвертации изменился обменный курс и, скажем, за один вырученный сегодня доллар завтра уже дают на две копейки больше.
Словом, высокий курс доллара выгоден экспортно-ориентированным отраслям, как и сотням тысяч нанятых ими работников по всей стране. С одной стороны, это хорошо, особенно если учесть зависимость госбюджета от налоговых поступлений из кармана сырьевых гигантов. Но с другой - неизбежное зло. Ведь в такой ситуации есть "обиженные" - те субъекты хозяйственной деятельности, которые не продают, а покупают доллары, чтобы, в свою очередь, приобрести на них высокотехнологичные изделия за рубежом, ликвидировать отставание и выпускать конкурентоспособную продукцию. Для них "дорогой" доллар - не подарок. Но не они являются сегодня игроками высшей лиги отечественного бизнеса, а потому не могут эффективно влиять на вынужденную заинтересованность правительства в подорожании заморской валюты.
Не стоит, впрочем, лукавить: в числе "выгодополучателей" значатся тысячи бизнесменов и даже просто граждане - не все, а те, что имеют незадекларированные доходы. Нельзя списать со счета и высокую степень "долларизации" теневой экономики - вся эта сфера, стыдливо укрывающаяся в тени от налоговиков, строится на "черном нале". При этом переходящая из рук в руки наличность имеет зеленый оттенок.
Во-вторых, подмоченное инфляцией доброе имя рубля, а также растраченный скандалами вокруг финансовых пирамид и дефолтом 1998 года кредит доверия к коммерческим банкам привели к тому, что граждане выбирают самый безопасный способ накопления - хранить деньги под матрасом и в "зеленых" купюрах. По оценкам экспертов, россияне держат у себя "про запас" порядка 40 миллиардов долларов личных сбережений. И верно - кто захочет, чтобы эта заначка в очередной "черный вторник" превратилась в бумажную труху?
В итоге доллар в наших широтах чувствует себя как на курорте. И если в эти дни иена и евро втихую ликуют (хотя экспортеры в Японии и странах Евросоюза, зависящие от рынка сбыта в США, хватаются за голову), то рублю от колебаний доллара пока ни холодно ни жарко. Рубль, как и все мы, идет своей дорогой.