Если дело действительно пойдет так, как прописано в документе, то, например, в Подмосковье перестанут строить особняки люди, чья официальная зарплата позволяет лишь скромное времяпровождение на шести сотках с цветником и грядками. Правда, пессимисты полагают, что наши люди найдут способ обойти любые барьеры. Но не будем опережать события, а постараемся выяснить, насколько актуальна для нас проблема порядочности и ответственности аппарата служащих.
Вот что нам сказал по этому поводу старший оперуполномоченный по особо важным делам Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями полковник милиции Александр Воробьев:
- За четыре месяца 2002 года мы пресекли 10 088 преступлений, совершенных чиновниками разного ранга. Как правило, это взятки, вымогательство, растраты, злоупотребления служебными полномочиями. Год назад таких преступлений было почти на 20 процентов меньше. На мой взгляд, давно пора всерьез браться законодателям за этих "господ"...
- Александр Александрович, кто чаще всего из чиновников "прокалывается"?
- Тут нужен особый анализ. По результатам нашей работы возбужден ряд дел в отношении высоких чиновников в различных субъектах РФ. Среди них есть вице-губернаторы, региональные министры, заместители мэров.
- И о каких суммах идет речь?
- Разброс большой. Например, начальник управления капстроительства Чеченской республики подписал договор с одним из строительных управлений города Сальска на восстановление трех школ, шести поликлиник и больниц, а также станции переливания крови. В результате 75 миллионов рублей через счета подставных фирм-однодневок перекочевали неизвестно куда.
- Это горячая точка. А как обстоят дела в иных областях?
- Тоже криминала хватает. Взять, например, вузы. В некоторых преподаватели берут за прием зачетов или экзаменов (заметьте, не вступительных, а текущих!) по 4 тысячи долларов и даже более.
- Вы называете такие цифры, что из каждого подобного дела мог бы вырасти громкий скандал, а о них что-то не слышно...
- К сожалению, такие дела практически невозможно довести до суда. Их "герои" остаются на свободе и порой вместо тюремных нар продолжают занимать очень высокие кресла. Но это уже вопрос не к нам. Мы-то свое сыскное дело делаем, а вот дальше слово за прокурорами и законодателями.
Способен ли помочь справиться со сложившейся в нашей стране ситуацией новый кодекс? Это покажет время.