ДЫРЯВЫЕ СЕТИ

Эхо акции рыбаков "Дальморепродукта", обернувшейся стычками с милицией, катится по Приморью. Возбуждены три уголовных дела, которые грозят новыми скандалами. Но участники акции своего добились. Как сообщили в холдинговой компании "Дальморепродукт", рыбаки уже получают зарплату. На вопрос, почему это не сделали раньше, мне ответили, что не было денег. Откуда же они взялись?

Напомню, что 17 мая более двухсот рыбаков холдинговой компании "Дальморепродукт" вместе с женами и детьми решились на отчаянный шаг. Они вышли на Океанский проспект Владивостока и перекрыли движение транспорта. В пикете стояли моряки практически всех плавбаз компании - "Всеволода Сибирцева", "Содружества", "Рыбака Приморья" и "Рыбака Владивостока". Многие из них вернулись из долгой путины несколько месяцев назад, а кровных денег, заработанных тяжелым трудом в море, так и не получили.
Отчаяние и постоянное чувство унижения испытывают рыбаки на берегу. Один из пикетчиков с возмущением сказал: "Я приезжий и у меня в городе нет жилья, поэтому приходится ночевать на вокзалах, жить впроголодь. Еду не на что купить, хотя я заработал двести тысяч рублей... " "Мне нечем кормить детей, - вторила ему соседка. - Встречаю мужа из рейса одними макаронами - больше нечего поставить главе семьи на стол!"
Полдня движение в центре Владивостока было фактически парализовано. Один из троллейбусов попытался прорваться через рыбацкие заслоны, но его остановила беременная женщина. Страсти накалились, когда к месту пикета стали съезжаться милицейские патрули. Стражи порядка долго вели себя сдержанно, подчеркнуто корректно предлагали рыбакам разойтись. А тем временем милицейское начальство уговаривало генерального директора "Дальморепродукта" Юрия Диденко выйти из офиса к своим работникам, успокоить их. В конце концов он спустился к рыбакам, но не смог их убедить покинуть проезжую часть. Пикетчики вели переговоры только на месте своего "стояния".
А незадолго перед тем Ю. Диденко объяснял журналистам, что "вот уже 8 месяцев идет целенаправленный накат на "Дальморепродукт". Цель - обанкротить холдинговую компанию. Активы предприятия составляют более 7 миллиардов рублей. Большую часть имущества арестовали или собираются это сделать. Долгов всего 18 миллионов рублей, а арестовали уже на 463 миллиона рублей. По заявлению главы холдинга, он пытается погашать долги по зарплате с ноября 2001 года. Но сейчас из-за отсутствия квот на вылов рыбы в порту Владивостока собрались сразу пять плавбаз, общая численность экипажей несколько тысяч человек. Поэтому и возникли трудности с выдачей зарплаты. На днях компания продала свой гостинично-оздоровительный комплекс "Экватор". 30 процентов от суммы покупки, а это 16 миллионов рублей, покупатели уже перечислили на счета судебных приставов. Теперь по закону моряки могут получить свою зарплату через кассу приставов, но для этого надо взять справку о задолженности, написать заявление и получить документ из комиссии по трудовым спорам.
Меж тем прокуратура Фрунзенского района города Владивостока завела уголовные дела. В том числе в отношении руководства "Дальморепродукта" - по факту невыплаты заработной платы. Возбуждено уголовное дело и против начальника ГИБДД Александра Лысенко - многие видели в телерепортаже, как он ударил женщину с ребенком на руках. За рукоприкладство и превышение служебных полномочий ему грозит от 3 до 10 лет тюрьмы. Может угодить за решетку и 29-летняя работница плавбазы - после ее удара сержанта-кинолога госпитализировали с сотрясением мозга. Еще в отношении восьми участников акции протеста составлены протоколы об административном правонарушении.
Скандальная акция протеста сыграла свою роль. Зарплату рыбакам, как уже говорилось, начали выдавать со вчерашнего дня. А самые активные из пикетчиков - беременная Наталья Китчаева, которая остановила троллейбус, и ее муж получили около 200 тысяч своих кровных рублей буквально в тот же день. Но остается открытым вопрос: зачем надо было доводить до такого накала страсти, вместо того, чтобы выплатить людям то, что им положено по закону? Надо надеяться, на этот вопрос ответит бригада следователей прокуратуры.
По мнению знающих людей, за спором вокруг "Дальморепродукта" стоят силы, поддерживающие нынешнюю или бывшую краевую администрацию. Мы попросили конфликтующие стороны высказать свою точку зрения.
Сергей Дарькин, губернатор Приморского края:
- Администрация края как исполнительная власть окажет правовую поддержку работникам "Дальморепродукта". Проблемы с выплатой заработной платы в этой крупнейшей в стране рыбодобывающей компании существуют на протяжении уже 5 лет. Кроме того, в ноябре 2001 года налоговая полиция возбудила уголовное дело по факту уклонения ОАО "ХК Дальморепродукт" от налогов. В администрации края предприятие числится среди "неблагонадежных". Сегодня долги компании по налогам составляют более 3 миллиардов рублей. И ситуация усугубляется, так как в 2000 году "Дальморепродукт" имел в минусе 19,2 миллиона рублей, а в 2001-м убытки были 163 миллиона рублей, за первый квартал 2002 года - уже 92 миллиона рублей. А долги по зарплате на 1 апреля составили более 148 миллионов.
Краевая администрация дважды просила ФСФО России разобраться в проблемах холдинговой компании "Дальморепродукт" и ввести процедуру внешнего управления, но безрезультатно. А это могло бы быть выходом из сложившейся ситуации - в первую очередь потому, что это позволит погасить задолженность по зарплате.
Евгений Наздратенко, председатель Госкомрыболовства:
- Конфликтная ситуация во Владивостоке свидетельствует, что процедуры банкротства крупных предприятий стали инструментом их разорения. "Дальморепродукт" - крупнейшее в Приморье рыбацкое предприятие с многотысячным коллективом, которое пытаются пустить с молотка. Региональные власти при этом не захотели оказать предприятию какую-либо помощь. Замечу, что наш комитет предлагал в свое время наделить компанию квотами на вылов рыбы из числа бесплатно распределяемых на местах, чтобы неарестованная часть флота могла заработать деньги. К сожалению, к нашим рекомендациям местная власть не захотела прислушаться.
В начале мая мне пришлось разбираться с ситуацией в "Дальморепродукте" на месте, где стало ясно, что процесс банкротства инициируется умышленно - с тем, чтобы ликвидировать крупнейший холдинг. Между тем межведомственная комиссия Федеральной службы по финансовому оздоровлению России еще в марте подвергла сомнению целесообразность самой процедуры банкротства компании. А когда руководство холдинга все-таки изыскало средства для выплаты всех долгов по оплате труда рыбаков, эти деньги вдруг были арестованы.