Добро пожаловать в «Бутырку» и «Владимирский Централ»

На Московском кинофестивале покажут документальные ленты об исторических тюрьмах России 

27 апреля в онлайн-кинотеатре KION – эксклюзивная премьера двух новых документальных фильмов «Бутырка» и «Владимирский Централ» из цикла о старейших пенитенциарных учреждениях России. А презентация лент состоится в ближайшие дни на 45-м Московском кинофестивале.

Проект продолжает историю, начатую известным документальным фильмом «Кресты» студии «Остров» (создатели – Сергей Мирошниченко и Ангелина Голикова-Ашман). Та работа стала первым российским документальным проектом, приобретенным для международного показа платформой Netflix.

Два новых полнометражных документальных фильма посвящены Бутырскому следственному изолятору (ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по г. Москве), известному в истории как Бутырская тюрьма или «Бутырка», и «Владимирскому Централу» (ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области) — российской тюрьме для особо опасных преступников в городе Владимире. Режиссеры проекта – Сергей Попов и Юлия Бобкова (студия «Остров»).

Создатели продолжают исследовать историю российских тюрем, построенных по приказу Екатерины II. Как и в «Крестах», подобные места заключения рассматриваются как «государство в государстве» за колючей проволокой со своими порядками, законами, обычаями, даже философией.

Обе тюрьмы отличаются уникальной архитектурой, а их история неразрывно связана с историей самой России. Так, например, в «Бутырке» донской казак Емельян Пугачев ожидал своей казни вплоть до 1775 года. Его именем до сих пор названа одна из башен тюремного замка. Среди других заключенных «Бутырки» — Александр Солженицын, Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Сергей Королев. Съемочная группа фильма посещает следственный изолятор, разделяющий жизнь тех, кто в нем содержится, на «до» и «после». Зрители увидят камеры заключенных, стену памяти жертв репрессий, кабинет Берии, быт обитателей тюрьмы: от работы на кухне, складе, в библиотеке и мастерских до репетиции спектакля «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру, совместного просмотра телевизора и проходивших тогда выборов в Госдуму.

Эти стены – памятник истории и архитектуры. Но пожить в них никто не стремится 

Если в начале XX века «Владимирский Централ» был местом содержания политических заключенных, то в конце века в стенах этой тюрьмы побывало уже несколько сотен воров в законе. Здесь в разное время также отбывали наказания американский летчик-шпион Фрэнсис Пауэрс, идеолог Белого движения Василий Шульгин, киноактриса Зоя Федорова, певица Лидия Русланова, несколько нацистских генералов, а после смерти Иосифа Сталина – его сын Василий. Сейчас там содержатся осужденные за особо тяжкие преступления и злостные нарушители тюремного режима, доставленные из других тюрем. В фильме заключённые «Владимирского Централа» рассказывают о своем прошлом и настоящем – кто-то признается в увлечении чтением или религией, которые посетили их в месте заключения, а кто-то делится своими снами, которые в тюрьме становятся особенно яркими.

Красной нитью через все фильмы трилогии проходят тема свободы. Можно ли заключенный чувствовать себя свободным? А те, кто работают в тюрьме? А насколько свободны те, кто «на свободе»? Об этих вопросах трилогия «История российских тюрем» предлагает подумать и зрителям.

Кинопремьеры фильмов «Владимирский Централ» и «Бутырка» состоятся в рамках 45-го Московского международного кинофестиваля: «Владимирский Централ» вошел в конкурс документальных фильмов, а «Бутырка» – в программу «Свободная мысль».

Сергей Мирошниченко, автор сценария, продюсер:

«Это первый в истории документального кино цикл, снятый не только о заключённых, но и о тех, кто там работает. Когда-то к этой теме обращались Достоевский и Чехов. Но со времен Солженицына и Шаламова, если говорить в целом, столь глубокого исследования тюремной тематики не было. Наш цикл претендует на серьезные исследования проблемы бытия человека в замкнутом пространстве, наследуя размышлениям о свободе и грехе. Мы покажем, как складывается философия каждого отдельного замка, где как бы накапливается некая мистическая энергия. Ведь в каждом из мест заключения существуют свои призраки, герои и предатели». 

Ангелина Ашман, продюсер:

«В цикле “История российских тюрем” мы объединили несколько направлений документалистики и рассказали об истории самых известных тюрем России в контексте разных ситуаций, поговорили с нынешними заключенными об их ощущении жизни за решеткой, о том, как устроен их быт. Не забыли о философском базисе заключения, ведь в России в разные времена в него попадали за свои идеи представители интеллигенции, люди искусства. Мы сняли не просто “киноэкскурсию”, а эссе, которое приглашает зрителей к размышлению».

Юлия Бобкова, режиссер «Владимирского Централа»:

«Сам факт погружения в тюремную тематику, изучение ее внутренних законов и правил оказался для меня вызовом. Я осознала, что это — отдельный мир, в котором нужно быть очень сильной личностью – неважно, являешься ли ты осуждённым или сотрудником. Готовясь к съемкам, мы изучали исторические документы и биографии личностей, которые содержались во «Владимирском Централе» в разные годы. Именно воспоминания тех, кто содержался в тюрьме раньше, помогли лучше понять тех, кто содержится там сегодня. Во время съёмок самыми ответственными моментами стали интервью с осуждёнными за особо тяжкие преступления. Важно было найти контакт, чтобы эти люди доверили нам свои истории и мысли, чувствовали себя уверенно перед объективом. Мы решили показывать их не в камерах, а в абстрактном темном пространстве (визуальный прием, навеянный живописью Караваджо). Люди, которые поделились не только своими историями, но и размышлениями о современности, стали для меня настоящим открытием. Каждый из героев по-своему уникален. Например, ветерану ФСИН Константину Евсееву в этом году исполнился 101 год».