Специалисты говорят: тот лайнер просто опередил время
На этой неделе авиаторы отметили знаковую дату: 55 лет назад, в апреле 1968-го, в небо впервые поднялся Миг-21И — предтеча сверхзвукового пассажирского Ту-144. Помните кадры из «Мимино», где главный герой стоит у трапа лайнера, скрестив руки? Это он, тот самый самолет-мечта. Увы, ему недолго пришлось летать. Но, может, он еще вернется в небо?
В течение 1968 года было выполнено более 60 до- и сверхзвуковых полетов летчиками-испытателями, которым впоследствии довелось испытывать и сам Ту-144. Кстати, когда опытный МиГ-21И потерпел катастрофу из-за ошибки пилота, второй испытывал летчик-испытатель Игорь Петрович Волк. Рассказывая об этом «Труду», он упомянул, что судьба первого в мире сверхзвукового лайнера Ту-144 (британско-французский «Конкорд» поднялся в небо через два месяца) напоминала ему недолгую жизнь первого космического челнока. Отряд под началом Волка в ходе испытаний проекта «Буран» выполнил пять рулежек и 13 полетов на специальном экземпляре к-орабля. Но стать командиром экипажа ему так и не удалось из-за интриг в высоких кругах космической и авиационной отраслей. Первый и единственный полет «Бурана» был совершен в автоматическом режиме.
Что же касается Ту-144, то судьбу уникального проекта подкосила катастрофа, погубившая жизни шести человек экипажа во время показательного полета на авиасалоне в Ле Бурже в 1973 году. Причина произошедшего до сих пор непонятна. Но спустя четверть века в британской прессе появилось сообщение, что, вероятно, причиной катастрофы мог стать полет в зоне пилотирования Ту-144 французского истребителя «Мираж», у которого было задание сфотографировать работу дополнительных передних «крылышек» на взлете. Советские специалисты не только знали о появлении «Миража» — им была известна даже фамилия пилота. Но все посвященные хранили молчание.
Неудачной получилась и попытка через два года «реабилитировать» Ту-144. Когда летчики-испытатели Эдуард Елян и Евгений Горюнов в завершение полета в том же Ле Бурже шли на посадку, то метров за 300 до ВПП вдруг увидели поднимавшуюся стаю голубей! Перед торцом полосы все переднее стекло кабины оказалось залепленным кровью и перьями птиц, так что посадку и рулежку пилотам пришлось производить, всматриваясь в форточки. Вспоминая свой диалог после приземления с руководителем полетов, Герой Советского Союза Елян не стеснялся эпитетов: «Это была та же сволочь, которая заводила меня в 1971 году на посадку, путая «лево» с «право». Я посадил его в машину, и мы поехали осмотреть место на полосе, где увидели насыпанные зерна и побитых белых откормленных голубей размером с курицу! Очевидно, кто-то упорно преследовал цель, чтобы второй раз случилось неладное: двигатель разрушился бы или что похуже».
Неоднократно управлявший этой машиной пилот так отзывался о Ту-144: «Самолет был хорош, аэродинамика изумительная, планер великолепный. Были проблемы по расходу топлива, по шумности, это правда. Но судьба самолета оказалась трагичной, потому что он обогнал время. Хотя при наших российских просторах сверхзвуковому лайнеру нет альтернативы. Полет из Москвы до Хабаровска за три часа — это почти втрое быстрее, чем сейчас».
С ним был солидарен и великий авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов: «Ту-144 одно время возил пассажиров из Москвы в Алма-Ату. К сожалению, он оказался не дотянутым по дальности. Если бы успели открыть маршруты на Дальний Восток, то, вполне возможно, летал бы до сих пор. Ведь и «Боинг» работал тогда над сверхзвуковым самолетом. Но они решили, что грузоподъемность важнее скорости. И стали заниматься «Боингом-747», самым большим и успешным самолетом, который взлетел в 1969 году и модификации которого до сих пор находятся в серийном производстве. Однако я абсолютно уверен: на сверхзвуковых точку ставить рано. По крайней мере такой бизнес-самолет обязательно появится».
Ближе всех к его созданию был знаменитый авиаконструктор Михаил Петрович Симонов. Скорость, высота и дальность — три фактора, которые актуальны всегда.
Ту-144 за свою недолгую, но яркую историю заслуживает того, чтобы о нем не забывали. А для этого стоит, например, потрогать его планер руками и даже посидеть в пилотском кресле в Музее авиации и космонавтики в подмосковном Монино. Там гиды, влюбленные в авиацию, расскажут вам о многом. К примеру, что эта машина, запомнившаяся нам по фильму «Мимино», оказывается, никак не могла летать с пилотом Валико Мизандари в Индию и Штаты. В реальной жизни рейс 499/500 на Ту-144 выполнялся лишь из Домодедово в Алма-Ату.
Те немногие, кому повезло быть его пассажирами, наверняка вспомнят, что перелет в столицу Казахстана в ту пору пользовался огромной популярностью, хотя и стоил 80 рублей против обычных 62. Зато продолжался всего два часа вместо четырех с половиной на Ил-62. К тому же счастливчикам-пассажирам предлагали стопку коньяка и бутерброд с красной икрой. И заполнялся каждый рейс под завязку. Но это так, к слову...