Фермеры Восточной Европе поднялись на борьбу с украинским зерновым цунами
Антироссийские санкции меняют конфигурацию сырьевых рынков и перекраивают товарные потоки, устоявшиеся за десятилетия. И все это под благородными предлогами, но на поверку выходит, что за новыми схемами стоят вполне коммерческие устремления, дающие сверхприбыль одним и обнищание — другим.
Протесты фермеров в Восточной Европе против зернового цунами с территории Украины и отказ Еврокомиссии защитить рынок от демпинга вынудили младоевропейцев ввести односторонние ограничения на импорт украинской аграрной продукции. Осажденные манифестантами правительства Венгрии и Польши 15 апреля запретили весь импорт зерновых, масличных культур и других сельхозпродуктов из Незалежной до 30 июня. Причинами стало затоваривание дешевой украинской продукцией собственных рынков и угроза разорения местных производителей. После выполнения призывов Брюсселя и США о поддержке вывоза украинского хлеба для спасения Африки реальность на местах оказалась менее возвышенной.
После подписания 22 июля 2022 года в Стамбуле Черноморской инициативы в целях «предотвращения риска глобального продовольственного кризиса» львиная доля поставок должна была уйти в развивающиеся страны. Часть зерна, которая вывозилась через Одессу морем, доходила до стран Западной Европы и Центральной Азии. Но широкий поток сельхозпродукции шел через сухопутную границу Украины с Восточной Европой, где и оседал на радость ретейлерам. Теперь, когда черноморская сделка РФ, Турции и ООН, возможно, будет аннулирована из-за саботажа ее российской части, останется только сухопутный маршрут.
Де-факто импорт зерна из Украины в соседние страны Европы вырос в несколько тысяч раз по сравнению с 2021 годом. Так, за год импорт украинской кукурузы скакнул с нескольких тысяч до нескольких миллионов тонн. Если к ноябрю 2021 года Польша ввезла 6 тысяч тонн, то через год ей привалило 1,6 млн. Импорт в Венгрию в 2022 году достиг 900 тысяч тонн с 5 тысяч в 2021-м, а в Болгарию — 16 700 тонн против 361 годом ранее. Кто-то в Евросоюзе разбогател. Понятно, раз цены на исходное сельхозсырье там рухнули, издержки выросли, фермерские хозяйства в Польше, Венгрии, Словакии, Болгарии и Румынии начали разоряться. Массовые акции в Восточной Европе из-за притока беспошлинного фуража стали агрессивнее.
Польские фермеры перекрывали дороги в районе погранпунктов Дорохуск и Гребенне, блокируя путь грузовикам из соседней страны. Ассоциация «Обманутая деревня» умоляла отправить зерно по назначению — в африканские и ближневосточные страны. 7 апреля акции протеста начали румынские фермеры, в тот же день контрольно-пропускные пункты с Румынией начали блокировать болгарские аграрии. На трассах встали пробки из сотен грузовиков. Столицы заволновались.
Польша потребовала от Украины гарантии, что предназначенное для транзита зерно не будет застревать на ее территории. Генпрокурор ратует за возвращение пошлин на ввозимое сырье. Варшава не согласна с тем, что расходы на помощь Украине должны нести польские фермеры. Министр сельского хозяйства пояснил, что польское эмбарго на десятки позиций, в том числе на зерно, муку, сахар, молоко, овощи и некоторые сорта мяса, необходимо для того, чтобы «открыть глаза ЕС».
На эмбарго повлияла и позиция правящей партии Польши «Закон и справедливость», ориентированной на голоса сельских избирателей. В этом году польских правых ждут трудные выборы, на которых сограждане спросят с них за участие в войне на Украине и кризис в родной экономике. Массовые протесты фермеров Восточной Европы из-за ввозимого с территории Украины зерна, на фоне индифферентной реакции со стороны Еврокомиссии, вынудило даже друзей Украины ввести односторонние ограничения против Киева.
Из-за введенного эмбарго у Венгрии, Польши и Словакии возникли острые разногласия с ЕС. Пресс-секретарь Еврокомиссии строго указала, что «односторонние действия недопустимы», поскольку торговую политику членов блока определяет Брюссель. Правда, никаких санкций к нарушителям ЕС не планирует. В рамках замирения ЕК выделила дотацию в 56,3 млн евро наиболее пострадавшим от падения цен хозяйствам Польши и Болгарии с выплатой после 30 сентября 2023 года.
Однако восточноевропейцы могут пойти на дальнейшее обострение. Польский премьер Матеуш Моравецкий рапортует, что его стараниями приток зерна снизился в 5-6 раз, хранилища освободились для польского зерна, а Киев добровольно воздержится от поставок до 1 июля. Но Ассоциация фермеров обвинила его во вранье, сообщив, что поток зерна только ускорился. Министр сельского хозяйства Венгрии Иштван Надь пригрозил ужесточить контроль за транзитными перевозками зерна с Украины по своей территории, если ЕС откажется защитить его крестьян.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен тут же посулила фермерам шести стран ЕС еще 100 млн евро за отмену запрета на импорт зерна с Украины. Брюссель готов платить за принцип единого таможенного пространства ЕС. Вот только недоверчивых селян, теряющих урожай из-за недобросовестной конкуренции, купить посулами трудно. Пока ЕС не выпихнет за границу из хранилищ зерно пришлых конкурентов, ничто не гарантирует фермерам окупаемости их собственных инвестиций.
Еврокомиссия нервно ищет компромисс с правительствами Польши, Венгрии, Словакии, Болгарии, Румынии и Украины. В переговорах должен участвовать еврокомиссар по вопросам сельского хозяйства Януш Войцеховский и вице-президент ЕК Валдис Домбровскис. Польское радио со ссылкой на источники в Брюсселе не исключает, что Еврокомиссия под давлением снизу может пойти на введение временного запрета на поставки украинских пшеницы, кукурузы, подсолнечника и рапса в страны ЕС.
Легенда о чудесном спасении украинским зерном беднейшего населения планеты, разработанная на заседаниях министров финансов G7, не вызывает доверия даже у заинтересованных чиновников ООН. Вывоз по дешевке сырья по так называемым линиям солидарности — сухопутным путям, по которым с Украины в ЕС вывозится зерно, а обратно направляется топливо и военное снаряжение, оброс коррупционной составляющей как в Киеве, так и в Европе. Теперь, когда укрозерно не спасло планету, но разоряет фермеров, схему нужно отрихтовать. Предстоит задобрить протесты, смягчить противоречия, подтвердить «неуклонность, решимость и единство» ЕС. А главное, оставить лазейки для дальнейшего вывоза ресурсов из ослабленной воюющей страны.