Премьер отчитался перед депутатами о работе правительства
Накануне глава кабинета рассказывал президенту, что экономика вошла в стадию роста: «Мы наблюдали это и в конце прошлого года, и в начале этого года наблюдаем». Уже на следующий день Росстат опроверг Дмитрия Медведева: первый квартал промышленность закончила со стагнацией (выпуск за март увеличился лишь на 1,2% после спада на 1,5% за февраль).
О чем еще не стал рапортовать глава правительства? О том, что апрель — уже 28-й месяц подряд падения доходов граждан. По прогнозам Минэкономразвития, в следующем году доля нищих составит 13,9% населения — около 23 млн человек. Бедняки множатся, а средний класс, наоборот, тает на глазах. Автомобилей россияне покупают почти вдвое меньше, чем три года назад, отдых за границей могут себе позволить на треть меньше. А совокупная доля россиян, вынужденных отказывать себе в необходимом, перевалила за 70%.
Так за чей же счет правительство три года подряд отказывается от реформирования экономики? Кто платит за непрофессионализм министров, помноженный на самоуверенность, самодовольство и бахвальство, которое мы в среду наблюдали? В отчете Дмитрия Медведева почти ничего не говорилось о реформировании экономики. Судя по всему, кабинет и дальше намерен заниматься «оперативным управлением», экономя копейки, но теряя миллиарды и вытрясая из карманов россиян все, что там еще осталось.
Вот, к примеру, глава правительства с гордостью заявляет, что в стране более трех лет «действует фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки». И тут же сообщает, что в минувшем квартале налоговые поступления выросли почти на треть по сравнению с прошлым годом. Остается лишь изумляться, как можно в стране с падающим ВВП и трехлетней заморозкой налогового бремени на бизнес и на граждан добиться роста налоговых поступлений почти на треть!
Пример второй. Счетная палата накануне опубликовала данные, как госмонополия ОАО «РЖД» распоряжается деньгами из Фонда национального достояния, выделенными на проект модернизации БАМа и Транссиба. Выяснилось, что ни на БАМе, ни на Транссибе модернизационный конь не валялся. По итогам 2016 года уровень технической готовности 16 объектов с вводом в эксплуатацию в 2015-м составил от 2 до 50%. А деньги, выделенные правительством на эти проекты, уютно лежали на банковских депозитах. «Сумма дохода ОАО «РЖД» в виде процентов от размещения средств Фонда национального благосостояния на счете в ВТБ в 2015-2016 годах составила 7,3 млрд», — уточняет Счетная палата.
Вот такое у нас «оперативное управление экономикой» в эпоху острейшего бюджетного дефицита. И это не штучный пример. Такими же махинациями безнаказанно занималось «Роснано». В ответ российский бизнес отказывается инвестировать прибыль в экономику и тоже держит деньги на депозитах. РСПП провел опрос и выяснил: при нынешнем руководстве экономикой 92,5% российских компаний считают «лучшей антикризисной» мерой сокращение расходов. Откуда же возьмется экономический рост?
А ведь президент Путин в декабрьском послании Федеральному собранию потребовал увеличить темпы роста ВВП до уровня выше среднемирового уже к началу 2020-го. А среднемировой — по прогнозу МВФ — уже в нынешнем году составит 3,6%. Вот и глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявляет, что какими бы ни были цены на нефть, без структурных реформ невозможно добиться роста выше 2% ВВП. Ее поддерживает Алексей Кудрин. И даже министр финансов Антон Силуанов соглашается, что без структурных реформ больше 1,5% роста не получить.
Но правительство идет своим путем: экономит на 15 млн работающих пенсионеров, второй год отказывая им в индексации пенсий. Результат: 3 млн из этих 15 бросили работу или перешли в «тень» — и Пенсионный фонд, сэкономив 25 млрд на индексации, потерял 20 млрд взносов с зарплат беглецов. За кадром осталось, что эти люди теперь думают (и говорят!) о правительстве, затеявшем дурнопахнущий бизнес ради 5 млрд. Когда депутат Олег Смолин спросил премьера, стоила ли овчинка выделки, ответ он получил такой: «... В ближайшее время мы сформулируем позицию о том, каким образом поступать дальше...». Вы что-нибудь поняли?
К счастью для Дмитрия Анатольевича, «неудобных» вопросов оказалось немного — сценарий был выверен самым тщательным образом. Он включал в основном комплименты по поводу нынешнего курса Кабинета и личных талантов премьера. Растроганный премьер ответил здравицей, как на свадьбе: «Не могу не согласиться с лидером ЛДПР: коллеги, надо точно беречь лучшее в мире правительство и лучших в мире депутатов. Безусловно, так!»
Между тем чуть раньше в Москве прошло заседание генсовета Федерации независимых профсоюзов России, объединяющей более 20 млн трудящихся. И там звучали совсем другие оценки деятельности правительства. Цитирую: «Когда министры и ЦБ планируют бюджет, который исходит исключительно из инерционных сценариев развития и не предполагает ни расширенного спроса, ни повышения жизненного уровня населения, — это глупость или предательство? Когда по факту здравоохранение и образование называют услугами, а не умножением человеческого капитала и переводят их в разряд платных, недоступных и без того небогатому населению — это глупость или предательство? Когда реальные доходы населения падают, из-за роста налоговой и долговой нагрузки их не хватает на самое необходимое — это глупость или предательство?»
Профсоюзы дали и конкретные предложения: «Заменить финансово-экономический блок правительства как не справившийся. Пересмотреть решения, возлагающие на трудящихся неприемлемый налоговый гнет на фоне сокращающихся зарплат и доходов. Принять реальную программу развития российской экономики (в первую очередь — промышленности и инновационных наукоемких секторов), роста доходов граждан и добиться ее реализации».
Не слышать этого и не обмолвиться в Госдуме при отчете главы правительства — это глупость или предательство? Скорее и то и другое.
А в это время
Из выступления главы правительства: «Сегодня наша задача — чтобы каждое решение в экономике приводило к конкретным изменениям в жизни человека». Золотые слова! И ведь в точку. В журнале «Форбс» опубликован очередной рейтинг российских миллиардеров, которые, несмотря на «объективные трудности», продолжают богатеть, пока остальному населению премьер советует держаться. Один в рейтинге «Форбс» потяжелел за год на 4 млрд долларов, другой — на 6,6 млрд, третий — на 6,8 млрд все тех же долларов. Да и у остальных российских олигархов произошли «вполне конкретные изменения» к лучшему. Так что премьер сказал депутатам чистую правду: такие люди в стране есть.