Подготовка к Кубку конфедераций - 2017 идет с большим скрипом
Завтра первый матч на многострадальном питерском стадионе «Крестовский» — ключевой тест объекта накануне июньского Кубка конфедераций. А в понедельник, 24 апреля, в Северной столице соберется совет ФИФА, чтобы оценить подготовку к турниру в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи, где состоятся матчи.
Кубок конфедераций — турнир сильнейших сборных всех континентов — считается репетицией чемпионата мира. Обычно он проходит при полных трибунах. «Есть беспокойство за реализацию билетов на турнир. Продано 211 тысяч из 680, это мало», — признал на этой неделе Виталий Мутко. За два месяца до старта пустуют свыше 70% посадочных мест — ФИФА крайне недовольна.
Организаторы оправдываются: зрителей отпугивала сложность покупки через интернет (процедура замысловатая, с регистрацией на трех сайтах, оформлением «паспорта болельщика», фотографированием). Что ж, 19 апреля открыли «реальные» кассы. «У нас есть традиция планировать все в последний момент», — надеется глава оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин.
Если на ЧМ-2018 приедут миллионы туристов из-за рубежа, то на Кубке конфедераций иностранцев немного. И тут загвоздка: самим россиянам футбол, похоже, не особо интересен. По опросам, около 85% сограждан не собираются ехать даже в ближайший город, где пройдут матчи ЧМ-2018, что уж говорить о репетиции... «Массированной кампании по продвижению турнира не наблюдается, нужна работа по привлечению посетителей. Ждать до последнего момента рискованно», — бьет тревогу глава клуба болельщиков Эдуард Латыпов. Неужели по давней традиции придется загонять на трибуны солдат и студентов? Есть вопросы и по ценам на билеты. Они стоят от 4 до 14 тысяч рублей, но для граждан РФ выделили немного мест за воротами по 960 рублей. Но много ли найдется даже в Москве людей, готовых расстаться с тысячей рублей за матч Чили — Камерун? Куда дешевле посмотреть игру по ТВ.
Но и тут засада. Российские телеканалы недовольны объявленной ФИФА стоимостью прав на показ. Если в Бразилии-2014 она составляла 32 млн долларов, то сейчас за Кубок-2017 и ЧМ-2018 ФИФА требует 120 млн. «Но здесь рекламная минута покупается в рублях, а права продают в долларах. Очень сложно будет хотя бы в ноль выйти», — сетует Мутко. Первый канал, ВГТРК и «Матч ТВ» разводят руками: переговоры в мертвой точке, а государство помочь субсидиями отказывается.
Для проведения Кубка конфедераций достаточно четырех арен. Но... О готовности «Крестовского» власти Петербурга заявляли несколько раз. Поторопились, однако. «Поле, которое было создано стадионными подрядчиками, умерло. Новое поле растет не лучшим образом, потому что инженерные системы полностью не работают», — признается гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов. По его словам, клуб не переезжал бы на новый стадион, да нужно спасать честь города — вот и приказано 22 апреля сыграть там с «Уралом». Хотя на днях из-за «лысого» газона «Зенит» не смог провести там даже тренировку. Матч пройдет при ограниченной вместимости: 20 тысяч зрителей из возможных 69, больше нельзя. Ну и другие проблемы — так, по мелочи: раздвижная крыша не раздвигается, выкатное поле не выкатывается. Говорят, в отсек с коммуникациями залезла крыса и перегрызла кабели: Явно не о таком торжественном открытии стадиона, строящегося с 2007 года, мечтали фанаты.
«Казань Арене» исполняется четыре года, но и там газоны не приживаются. Сейчас взошли очередные посевы, и «Рубин» все-таки провел там пару матчей. Окончательный вердикт комиссии ФИФА о состоянии арены будет в мае. На сочинском «Фиште», пережившем реконструкцию после Олимпиады-2014, с газоном вроде бы порядок — участники недавнего матча Россия — Бельгия его хвалили. Но хватает других недоделок: из стен торчали трубы и провода, в туалетах из-под кранов не текла вода, в пресс-центре отключались телевизоры, болельщиков и журналистов не пускали на законные места. «Какие-то системы «Фишта» требуют донастройки и будут ей подвержены...» — обещает Сорокин.
P.S. В Бразилии-2014 спонсорами ФИФА выступили около 20 транснациональных компаний. На российский мундиаль подписано лишь 10 контрактов. Как пишет Financial Times, крупный капитал не хочет связываться с Россией из-за репутационных рисков. Да и вообще кризис...