Апрель и май – горячая пора выдачи путевок в детские сады. Получить их в России не просто, поэтому счастливые родители, завладев заветным документом, могут предположить, что задача выполнена. Ан нет! Самое сложное еще впереди – за оставшиеся пару-тройку месяцев до похода в садик, нужно успеть подготовить организм малыша к новым впечатлениям.
Не секрет, что дети начинают «запоем» болеть, едва только попадут в детский сад. Многие родители принимают это как данность: «Привыкнет - пройдет». Вот и ходит малыш в садик по режиму: неделя в группе, две недели дома на лечении. А родители хватаются за голову и не вылезают из больничных, на работе аврал, начальник недоволен… Ну что, будем ждать, пока ребенок «привыкнет», или все-таки позаботимся о его здоровье заранее? Для заботливых родителей мы составили простое руководство, которое поможет вам подготовить малыша к походу в сад.
Многие родители думают, что в садике ребенка всему научат, а потому не обязательно заниматься с ним дома. Отчасти это так, в детском саду ребенка безусловно обучат всем необходимым навыкам, если родители этот момент упустили. Однако подготовленному малышу гораздо проще адаптироваться к саду. «Неумеха» быстро затоскует, а там уже и до болезней рукой подать. Так что гармоничное развитие – залог того, что ребенок попадет в сад уже подготовленным к новым для себя условиям.
Что он должен уметь к тому времени? Как минимум овладеть навыками гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок, а также пользоваться горшком. Конечно, если малыш этого пока не умеет, в саду его научат, но ребенку будет сложнее. Крайне желательно чуть ли не с пеленок развивать у карапуза самостоятельность во всем – он должен уметь сам есть ложкой, пить из чашки, играть без участия взрослых.
Еще один немаловажный момент – навыки общения со взрослыми и сверстниками. Малыш должен понимать обращенную к нему речь взрослого, простые указания, а со сверстниками заинтересованно общаться. Если на площадке во дворе ребенок мало контактировал с детьми, то вполне возможно, что в саду он будет просто скучать.
Также постарайтесь до поступления в сад отучить ребенка от вредных привычек, если не сделали этого раньше. К их числу можно отнести кормление с шутками и прибаутками (ложечку за маму, ложечку за папу), укачивание перед сном либо создание искусственных условий для сна (абсолютная тишина, затемнение комнаты). Если все это присутствует, не удивительно, что такой ребенок не захочет в садике есть и спать, будет капризничать.
Психика ребенка так устроена, что жить в упорядоченном пространстве ему легче и спокойнее, чем в хаосе. В принципе, у каждого малыша к двум годам есть свой устоявшийся распорядок дня и определенное время для каждого занятия – для сна, прогулки, игр. Но не всегда это расписание совпадает с распорядком, который принят в детском саду. В первые дни ребенка будет пугать новая обстановка, словно он упал с большого и надежного корабля в бушующее море, но режим дня станет для него тем спасительным кругом, за который можно ухватиться и удержаться на волнах.
Поэтому неплохо было бы заранее узнать распорядок, который принят в вашем будущем садике, и подкорректировать с учетом этого день своего ребенка. Желательно сделать это не позднее, чем за месяц до поступления в сад. Когда малыш окажется в группе, ему будет проще есть, спать и гулять в привычное для него время. Поэтому постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее восьми часов утра.
После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Постарайтесь отрегулировать дневной сон ребенка соответственно режиму в детском саду. Отойти ко сну следует не позднее 21 часа.
Важен и психологический настрой – ребенка нужно обязательно заинтересовать походом в сад и поддерживать в нем эту интригу, интерес. Например, можно сказать, что у него появятся новые игрушки и замечательные друзья.
Укреплением иммунитета заниматься нужно уже с рождения малыша. Главную роль в этом на первом году его жизни играет грудное вскармливание, а затем правильное питание. В меню ребенка, который готовится пойти в сад, обязательно должны быть сырые овощи и фрукты. К счастью, период адаптации в садике приходится обычно на лето и начало осени, так что «витаминов» в продаже имеется в избытке. Из овощей предпочтительнее зеленый горошек, капуста, петрушка, свекла, кабачки, морковь и помидоры, из фруктов – яблоки, груши, лимоны и гранаты, из ягод – смородина, черника, малина, земляника и вишня. В качестве питья малышу можно давать настой шиповника.
В период подготовки к садику пусть малыш как можно больше времени проводит на свежем воздухе и занимается подвижными играми. Летом на улице можно проводить весь световой день, а для этого, например, отправиться на дачу. Такие прогулки оказывают потрясающий закаливающий эффект.
Кроме того, закаливанием можно заниматься целенаправленно – благо, сейчас в избытке специальной литературы. К обтираниям водой и обливаниям неплохо добавить гимнастику и простейшие массажи – было бы только у родителей желание и время.
За 1-2 месяца до сада нужно пройти врачей – невропатолога, хирурга, лора и других, а также сделать анализы. Если выявятся какие-либо проблемы со здоровьем, в сад можно будет идти только после лечения.
Если малыш часто болеет, желательно посетить иммунолога. И хотя родители зачастую скептически относятся к назначениям врачей в детских поликлиниках, предпочитая укреплять иммунитет народными методами, отказываться от обследования у специалиста все же не стоит. Иммунолог при необходимости даст направление на иммунограмму, которая покажет слабые места в организме ребенка – после чего будет назначена коррекционная терапия. Если уж родителям так хочется, можно совмещать ее с народными рецептами, но только после консультации с врачом. Кстати, детишкам, которые часто простужаются, полезно полоскать горло после еды и делать дыхательную гимнастику.
- Объясните ребенку, что такое детский сад и зачем дети туда ходят. У каждого вашего разговора об этом должен быть позитивный, радостный настрой, ни в коем случае не пугайте ребенка грозным воспитателем. А если у вас сохранились теплые воспоминания о своем детсадовском прошлом, делитесь ими. Проходя мимо здания сада, заметьте, как повезло вашему малышу, что именно туда он пойдет. И больше разговаривайте о том, что его ждет в недалеком будущем: если вы заранее расскажете о распорядке дня, о том, что в группе будет много детишек, что утром вы будете его туда приводить, а вечером забирать, ребенку будет проще адаптироваться к новому окружению. Предупредите и о возможных трудностях, расскажите, как с ними справляться. Например: «Если ты захочешь в туалет, то тебе нужно будет подойти к воспитателю и сказать об этом».