Балет Лионской оперы показал в Перми, Челябинске, Екатеринбурге и Москве один из самых знаменитых спектаклей европейского танцевального авангарда 1980-х годов — «Жизель» шведского хореографа и режиссера Матса Эка. Гастроли завершатся в Петербурге.
Спектакль, созданный в 1982 году в труппе матери Матса Эка Биргит Кульберг, вызвал тогда множество споров. Эк воспользовался партитурой Адольфа Адана и сценарием Теофиля Готье к классической «Жизели», но полностью переосмыслил сюжет и хореографию. Вместо романтической крестьянки, обманутой графом и после смерти превратившейся в фантастическую виллису, постановщик вывел на сцену деревенскую сумасшедшую, которую соблазняет городской плейбой. Потрясенная предательством, она попадает в психушку, где кордебалет медсестер в белых халатах мучает пациентов суровыми танцевальными процедурами.
Но игра с первоисточником, который Матс Эк то остроумно пародирует, то почти воспроизводит на пластическом языке, противоположном классическому танцу, оказалась лишь бонусом спектакля. Главное — мощный, стихийный дар
За четверть века эта танцевальная стихия Матса Эка не потеряла ни в эмоциональном накале, ни в цене. Его «Жизель» вошла в репертуар многих европейских театров, прежде всего тех, где в силу малочисленности или недостаточной квалификации артистов не могли позволить себе полноценное исполнение классической «Жизели» на пуантах.
Этот путь избрал и Йорг Лукос, худрук балета Лионской оперы. Его небольшая труппа прославилась на весь мир как один из центров экспериментальной хореографии, где шли спектакли едва ли не всех заметных современных постановщиков. Не стремясь перещеголять столичных коллег в классике, он сделал ставку на авангард и не прогадал.