Большинство застрявших в Европе сотрудников получат компенсации от компаний

Застрявшие в Европе люди возвращаются из командировок и отпусков

Компании в большинстве своем обещают войти в положение и компенсировать непредвиденные расходы своих сотрудников.

Ирина Дронова, гендиректор компании, которая занимается продажами итальянской мебели, вместе с тремя подчиненными на перекладных выбирается из Милана. Они приехали на международную мебельную выставку, должны были вернуться в Москву 8 апреля, однако все рейсы отменили до четверга.

Выбраться удалось только на такси. Машина до Будапешта стоила им 2 тысячи евро, а впереди еще поезд до Москвы. «Понятно, что я как руководитель, тем более оказавшийся в такой ситуации лично, компенсирую своим сотрудникам понесенные ими расходы. Знаю, что помимо нас в Милане на выставке было около 2,5 тысячи таких же командировочных русских», — рассказывает она.

Новые расходы

Многие из тех, кто оказался рядом с ней в аэропорту Милана, жаловались на то, что часть денег им уже не вернут, например за еду и такси. Многие руководители заявили, что готовы оплатить гостиницу и покрыть средними суточными каждый день задержки в Италии.

Однако расходы у тех, кто влип в историю из-за вулкана, выше стандартных 30–50 евро, выдаваемых в качестве суточных.

У Анны Матвеевой, занимающейся закупкой дорогой одежды в Италии, проблема похуже: расходы ей не возместит никто. Она потратила уже около 200 евро на переговоры с клиентками, которые ждут нарядов. Эти деньги, как и стоимость гостиниц, Анне никто не компенсирует — она работает на себя.

«Думаю, что адекватные руководители, конечно же, войдут в положение своих подчиненных и компенсируют им расходы сполна», — заключает Ирина.

Непреодолимая сила

Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль попадает под юридическое определение «непреодолимая сила». Это означает, что работодатель не имеет законных оснований предъявлять претензии к своим сотрудникам.

«В моей практике были случаи трудовых конфликтов, когда сотрудник пропускал рабочий день из-за форс-мажора, и его пытались за это уволить или оштрафовать, — рассказывает Александр Трещев, руководитель юридической фирмы „Трещев и партнеры“. — Ни одно из дел не дошло в итоге до суда». Компании отзывали свои иски как бесперспективные.

Если же работодатель пытается наказать сотрудника — штрафами или сокращением отпуска, — тот может смело обращаться не только в трудовую инспекцию, но и в суд, советует Трещев.

Главное, чтобы у сотрудника на руках были доказательства того, что он действительно был задержан в аэропорту. В этом качестве могут выступить билеты и отметки в заграничном паспорте.

Из командировки — в отпуск

Павел Осянин, менеджер турбюро «Вега-М», застрял в Праге, куда прилетел 10 дней назад налаживать отношения с партнерами. «Когда понял, что уехать на поезде раньше 26-го не удастся — все билеты проданы, — просто расслабился, позвонил генеральному и по-просил предоставить мне отпуск, благо у меня шенгенская мультивиза.

Шеф пошел навстречу, попросил прислать заявление на отпуск факсом или электронным письмом, и сегодня утром мне уже перевели отпускные», — рассказывает он. Павел решил остаться в Европе до конца майских праздников.

Кто платит

Другим поводом для разбирательств может стать вопрос, кто обязан оплачивать вынужденное пребывание человека в чужой стране. Конечно, компания, и это нормально, говорят представители компаний. «Случись подобное, сотрудник получил бы полную компенсацию и проживания, и питания, а также дополнительные суточные. Достаточно позвонить или отправить электронное письмо в офис, и его отпуск будет продлен без каких-либо негативных последствий. Такие случаи у нас уже были», — подтверждает Александр Карпов, директор по персоналу компании LG Electronics RUS.

Елена Калинина вернулась на работу через пять дней после окончания отпуска. Она отдыхала в Милане вместе с друзьями и, когда в Европе прекратились полеты, добиралась в Россию на перекладных: двое суток на арендованной машине до Хельсинки, затем на поезде до Петербурга. Во вторник она должна была быть на конференции РИФ в Москве, но вместо нее поехали коллеги — Елена все еще находится в Финляндии.

«Когда мы поняли, что Лена не успеет вернуться, взяли на себя подготовку к конференции», — рассказывает ее коллега, продюсер компании Togo.tv Екатерина Теплова. В компании сделали все возможное, чтобы помочь сослуживице: директор бронировал им билеты на паром, им положили денег на мобильный телефон, через интернет искали людей, которые могли бы помочь добраться в Россию. «Это нормальное человеческое поведение, ведь она наш друг и коллега. Если бы она была в командировке, компания оплатила бы все непредвиденные расходы».

Важно

Документы при форс-мажоре

Чтобы компания вернула вам израсходованные в затянувшейся командировке деньги, нужно предоставить следующие документы: