Последний заступник

Сослуживец подвергся нападкам руководителя, тогда как вы твердо уверены, что его работа не заслуживает порицания. Имейте в виду: если разговор проходил за закрытыми дверями, а вы о нем знаете только по пересказам, не стоит вмешиваться в ситуацию. Заступаться за коллегу можно только в том случае, когда вы присутствовали при конфликте и сами слышали, как и что говорил ему начальник.

1. Разнимать нельзя

Помните, когда двое дерутся, а третий лезет их разнимать, слишком велика вероятность, что миротворцу достанется от обоих. Представьте себе ненадолго ощущения руководителя: по каким-то своим соображениям он делает замечания подчиненному, а в результате видит, что ситуация не только не улучшается, но, более того, усложняется, поскольку на защиту пострадавшего кидается другой подчиненный.

Став свидетелем несправедливого "наезда" начальника на вашего сослуживца, не торопитесь лезть на рожон. Возьмите тайм-аут: он нужен, чтобы разобраться в деталях конфликта. Возможно, шеф вспылил просто потому, что был не в духе, а коллега попал под раздачу - тогда вы будете следующим, если сунетесь. Не исключено, что причина конфликта - личные счеты. Тогда ваше прямое участие тоже придется некстати.

Вы будете правы, если примете решение подойти к начальнику позже, чтобы поговорить с ним и по возможности дать понять, что его обвинения в адрес коллеги несправедливы по тону или форме.

2. Босс вне критики

Будьте осторожны в разговоре с начальником-агрессором. Избегайте оценки его действий. Если прямо скажете "вы неправы", "вы придираетесь" или "вы ошибаетесь, считая Петрова нерадивым сотрудником", то положительного результата не добьетесь. Подумайте о том, чего может не знать шеф о вашем коллеге, и о том, что заставило его сделать жесткое замечание? Наверняка какой-то информации о работе сотрудника ему не хватает. Вам стоит изложить свое мнение о коллеге. Тем самым вы предоставите руководителю возможность поменять отношение к потерпевшему, но при этом не вынудите говорить об этом вслух. Показав боссу ситуацию с другой стороны, вы поможете ему составить более объективную картину.

Излагайте факты, касающиеся только рабочего процесса. Если считаете, что руководитель действительно не знает о результатах работы опального сотрудника, расскажите, с чем и в какие сроки он справился. При этом внимание нужно заострить именно на достижениях, а не на самом процессе. Руководителю не обязательно знать детали, ему нужен результат, и если ваш коллега его не демонстрирует, то уже неважно, что он задерживается допоздна или не ходит на обед.

3. Разберитесь, почему шеф напал на коллегу

Постарайтесь проанализировать разговор с боссом. Ответьте самому себе на вопрос: что именно заставило его нападать на сотрудника? Не всегда причиной становится неудовлетворительная работа подчиненного. Корень может крыться в личном отношении. Оцените, насколько руководитель готов к примирению, что может повлиять на него положительно и смягчить, а что, наоборот, еще больше разъярит.

4. Дайте оружие потерпевшему

Проанализировав собственный разговор с начальником и мотивы его действий, отправляйтесь к потерпевшему коллеге. Никто лучше него самого не исправит сложившуюся ситуацию. Если руководитель не знает всей информации о вашем сослуживце, отчасти это вина самого работника. Очень часто случается, что в работе человек пренебрегает самопиаром. Скромность - плохой помощник в карьерных вопросах. И если вы действительно решились помочь коллеге, объясните ему это. Если ты сделал что-то, и сделал это хорошо, скажи. Иногда начальник не видит разницы между лоботрясом, просиживающим штаны в офисе, и работягой-скромнягой, который трудится, но о своих достижениях молчит.

5. Вовремя остановитесь

Если ваши советы не помогли и сотрудник не смог исправить ситуацию, лучше отступиться. Не переусердствуйте в своих стараниях быть миротворцем. Всегда нужно понимать, какую ответственность вы берете на себя, принимаясь защищать коллегу. Последствия могут быть крайне негативными. В одной из крупных российских компаний была такая ситуация: руководитель, недовольный работой своего сотрудника, жестко критиковал его на общих собраниях. Подчиненные были не согласны с позицией шефа, поэтому то и дело приходили к нему с разговорами о том, какой хороший человек этот подчиненный. Что они получили в итоге? Задачи, с которыми так и не смог справиться критикуемый, начальник разделил между его защитниками, а ответственным назначил самого активного из них.

Если не хотите попасть под такой пресс - лучше вовремя отойдите в сторону.

6. Не стройте из себя рыцаря

Заступаясь за коллегу, вы наверняка видите себя благородным рыцарем, отстаивающим справедливость. Но в глазах окружающих вы можете выглядеть как человек, заступающийся за друга/подружку. Вам припишут личные симпатии, даже если их нет на самом деле. От коллег вы также вряд ли получите ожидаемую благодарность, в лучшем случае скажут спасибо. Но, проявив себя защитником один раз, вы рискуете получить от других коллег серию предложений встать на защиту справедливости, и отказать будет сложно. В результате вы окажетесь в роли Дон Кихота, который не по своей воле должен кидаться на каждую ветряную мельницу. Такие сотрудники долго в компаниях не задерживаются.

При подготовке материала "Труд" консультировали:

Марина Миронова, заместитель директора ООО "Велес Персонал", Александр Сивогривов, независимый HR-специалист