ЧЕРНАЯ МАДОННА

В минувшую субботу в большом ангаре клуба "Б1" было жарко и тесно, несмотря на то что цены на билеты в тот вечер взлетели до небес. Спрос на них был огромный - в этот день тут выступала культовая соул-певица Эрика Баду.

Этой гастроли столица ждала как минимум год: в минувшем июле казавшийся всем несбыточным концерт самой изысканной представительницы американской "черной" музыки на зависть всем провел московский мужской журнал. Но кроме подписчиков и друзей, на ее шоу в Екатерининском парке попасть никто не смог, хотя, судя по ее нынешнему выступлению, прошлым летом стоило прыгать через ограду.
На самом деле простым зрителям повезло даже больше: певица привезла в Москву свой свежий, выпущенный всего пару месяцев назад альбом "New AmErykah. Part1. 4th World War". Пластинка, как следует из ее заглавия, стала первой частью задуманного Эрикой концептуального полотна - своего рода аудиофильма-мюзикла, в котором с помощью песен, радио-семплов и шумов Баду рисовала свою картину нынешней Америки. Вторая и третья части выйдут до конца 2008 года.
На сцене появилась мулатка, одетая по гарлемской моде: темно-зеленое пальто, скрывающее платье цвета фуксии, желтые рукавицы и огромный парик в стиле Анджелы Дэвис. Мягкий, терпкий, словно засурдиненный голос с невероятной легкостью стал выводить рулады, которым позавидовала бы любая ее товарка из 1960-1970-х. Считается, что именно наша героиня вызвала к жизни термин "нью соул". Если это и так, то музыка Баду отличается от того, что поют Нора Джонс и Уитни Хьюстон примерно так же, как Нью-Йорк отличается от старого и тихого английского Йорка. Помимо слезливых баллад в песнях Эрики есть и даун-таун джазовой импровизации, и исписанные граффити закоулки гарлемского хип-хопа, и даже широкие авеню диско и улицы горячего фанка.
Артистка представила крепко сбитое ревю своего творчества за последние 10 лет, от ставшего для нее прорывным дебюта "Baduizm" до нынешней "АмЭрики". Кажется, даже слово "певица" в применении к ней стоит заменить на слово "артистка" - она не столько поет, сколько показывает себя - экстравагантную, мешающую лирику с почти вульгарной развязностью. Ей, кажется, было куда важнее показать Москве саму себя, чем толкнуть вокально-политический спич.