"Я испытала шок, когда узнала результаты программы!" - восклицает менеджер по работе с персоналом DHL в России Елена Петрова. Ее умение быстро принимать решения, иногда не имея достаточного количества информации, подчиненные посчитали ее слабой стороной. Они считают, что, потратив на обдумывание еще пять минут, можно было бы дать более взвешенное распоряжение. "А я-то считала это своей сильной чертой", - добавляет Елена.
ПРОЙТИ ОЦЕНКУ
Менеджеры среднего и выс-шего звена компании DHL (это около 20% сотрудников) участвуют в программе "360 градусов". В ее основе лежит круговое (отсюда и название) анкетирование. Выглядит это так: человек, мнение о котором хотят составить, заполняет анкету, где по пятибалльной шкале оценивает свои личностные, коммуникативные и профессиональные качества. Точно такие же опросники раздаются его начальнику, 5-7 коллегам и 7-10 подчиненным. Анкета состоит из 9 разделов и содержит более 130 утверждений, на каждое из которых нужно дать ответ: от одного балла - "никогда" - до 5 баллов - "всегда".
К примеру, сотрудник считает, что он исследует новые возможности для развития бизнеса своего отдела на 3 балла, начальник оценивает его успехи в этой области в 4 балла, подчиненные ставят 2. Это заставляет кадровиков задуматься: может быть, сотрудник просто делает вид, что хорошо работает, перед начальством, а подчиненные видят, что он недорабатывает? Или, возможно, оценка босса объективна, а у менеджера просто проблемы в общении с собственными подчиненными?
ПОНЯТЬ СЕБЯ И ИЗМЕНИТЬСЯ
Тестирование обрабатывается независимой фирмой. Сотрудники фирмы - консультанты и психологи - объясняют каждому тестируемому, что о нем думают в компании, и дают советы, как изменить отношение к себе. Порой наставник проводит "сеанс психотерапии", заставляя сотрудника осознать причину своего поведения, которая может скрываться очень глубоко, например в далеких детских переживаниях. "Мой наставник меня чуть ли не в транс вводил, заставляя разбирать события прошлого", - вспоминает Елена.
Основная цель всех этих действий - дать сотруднику понять, что о нем думают, и помочь "исправиться". "В первую очередь в личностном плане", - уточняет Геннадий Столяров, директор по информационным технологиям. По его словам, профессиональный уровень оценивается в основном в ходе работы, а вот то, что о тебе думают окружающие, предлагается понять в результате тестирования.
К советам наставников лучше прислушаться, иначе недостатки могут помешать карьерному росту. "Мне известен пример, когда один из менеджеров не всегда выслушивал сотрудников, их предложения по проектам. Навязывал свои решения, кстати, не всегда эффективные. Так он демотивировал персонал, люди просто перестали проявлять инициативу", - рассказывает Геннадий. После разговора с наставником менеджеру удалось измениться, он стал больше прислушиваться к другим. После этого его повысили в должности.
Ежегодно наставник с участником опроса анализируют динамику результатов за несколько лет. Это помогает человеку понять, где он добился успехов, над чем ему нужно задуматься, что следует исправить в себе, чтобы работать результативно и продвигаться по карьерной лестнице.
ДО ОБЪЕКТИВНОСТИ НЕБЛИЗКО
Оценить подобную практику непросто. С одной стороны, компания получает достаточно много информации о своих сотрудниках, может понять, кто из них достоин повышения, растить управленцев из собственных кадров. С другой стороны, как отмечает Люк Джонс, партнер рекрутинговой компании Antal International Russia, объективность результатов опроса можно поставить под сомнение: "Тонкий момент - честность сотрудников, оценивающих коллегу".
ЗАРПЛАТЫ
Чиcтый минимальный месячный доход сотрудников DHL, рублей
Сортировщик - 21 000
Водитель-экспедитор - 29 000
Агент по импорту - 32 000
Консультант по отслеживанию грузов - 34 000
Специалисты службы технической поддержки - 50 000
Источник: данные компании