Получив непосильное для вас задание, важно сразу открыто признаться, что исполнить его нереально. Говорите о невозможности выполнения "миссии" еще до того, как возьмете на себя ответственность за поставленную задачу, еще до того, как начнете что-либо делать. Хуже, если вы скажете об этом только тогда, когда придет срок сдачи работы.
Бывает так, что задание только кажется невыполнимым. Посоветуйтесь с вашим начальником. Спросите, как бы он это сделал, что нужно для того, чтобы выполнить это поручение, попросите о помощи. Вполне вероятно, что руководитель может вам помочь, что-то подсказать, дать рекомендации, после которых будет легче справиться с поставленной задачей. Скажите руководителю, какие ресурсы необходимы вам для успешного выполнения поручения. Возможно, вы справитесь с заданием, если выделить на него чуть больше времени или взять себе помощника.
К примеру, скажите, что если вы попытаетесь сделать все к завтрашнему дню, то качество работы пострадает. В ваших интересах предупредить начальника, обрисовать перспективу, предложить варианты. Ведь бывает и так, что руководитель искренне уверен в выполнимости задачи в обозначенные им сроки, хотя на практике все обстоит иначе.
Если же вам становится ясно, что задание действительно невозможно выполнить, то стоит удостовериться, что ваш начальник тоже это понимает. Он ведь мог и сознательно переложить на ваши плечи решение данного вопроса, понимая, что это невозможно. Просто он решил таким образом обезопасить себя от претензий со стороны вышестоящего руководства. В таком случае нужно подумать уже о том, как вам защититься перед начальством более высокого звена. Ведь подобная "подстава" со стороны непосредственного руководителя может стоить вам работы.
Вы можете попросить начальника о письменном приказе. Тогда на руках у вас будет документ, подтверждающий, что он требовал сделать все в нереальные сроки при отсутствии необходимых ресурсов и т.п. В этом случае есть шанс, что ваш непосредственный начальник не свалит на вас всю вину за невыполнение его же указаний. Правда, к этому способу лучше прибегать в самом крайнем случае, ведь он чреват конфликтом с начальником, а конфликтное существование рано или поздно может привести к вашему увольнению.
Если вы попали в такую ситуацию, что не можете осуществить задуманное вашим начальником, нужно хорошо подготовиться к разговору с ним и четко аргументировать, почему вы не справились. Объясните начальству, почему вопрос не был решен. Например, у вас не было доступа к нужной информации или не хватало каких-то знаний, которые не предполагаются для занимаемой вами должности. В разговоре подчеркните, что вы действительно старались, искренне хотели выполнить задание, но по причинам, не зависящим от вас, не смогли этого сделать.
При подготовке материала "Труд" консультировали:
Елена Белякова, генеральный директор учебно-консалтингового центра ClubConsult, Дмитрий Лазарев,бизнес-тренер, коуч