Для него сегодня что ни день, то экзамен. 5 мая на генеральной репетиции парада на Ходынском поле министру, например, предстоит научиться легко и непринужденно объезжать войска на роскошном министерском "ЗИЛе" из гаража Генштаба. Том самом, на котором перед парадными батальонами на Красную площадь выезжали исключительно маршалы или на худой конец отставной генерал-лейтенант (именно это звание носил предшественник Сердюкова на посту министра обороны Сергей Иванов).
Новоиспеченному министру вообще приходится сегодня учиться, как нерадивому студенту перед экзаменационной сессией. С 3 апреля он по два раза в неделю ездит на занятия в академию Генерального штаба. За месяц, говорят, должен освоить специально для него разработанный курс и понять, чем именно теперь ему поручено командовать. Нечто подобное в наших Вооруженных силах появилось в середине 90-х. Тогда из-за повального бегства из войск младших офицеров в Чите организовали 3-месячные курсы младших лейтенантов. На них из недавних сержантов попробовали ускоренно, как в войну, когда враг был уже у порога, готовить командиров взводов и батарей. Получилось не очень. Как за месяц подготовят министра обороны, это нам еще предстоит оценить.
Однако 9 мая Сердюкова ждет все же совершенно особое испытание. Ему, еще только начавшему разбираться в привычных военному уху сокращениях ВМФ (Военно-морской флот), ГОМУ (Главное организационно-мобилизационное управление) или ГОУ (Главное оперативное управление) и т. д., предстоит на виду у всего мира произнести речь о приоритетах нашей оборонной политики, которую станут цитировать все агентства. А зарубежные аналитики станут эту речь рассматривать под лупой, пытаясь понять систему взглядов на организацию обороны России первого действительно глубокого штатского главы военного ведомства.
Не знаю, как сам министр, а те люди, которым поручена подготовка парадной речи, по сведениям "Труда" уже гнутся под тяжестью свалившейся на них ответственности. Их положение усугубилось тем, что как раз сегодня пиар-структуры Минобороны переживают очередную революцию. На днях на ключевые посты здесь назначены люди, никогда подобных речей не писавшие.
Новым пресс-секретарем Сердюкова назначен полковник Алексей Кузнецов, лишь месяц проработавший на Арбате заместителем начальника пресс-службы МО РФ, а до того занимавшийся тем же самым в Космических войсках. Советником министра обороны по связям с информационными структурами стал полковник запаса Ильшат Байчурин. Человек, безусловно, знающий и контактный, не раз помогавший прежде "Труду" в получении информации о Ракетных войсках стратегического назначения, в пресс-службе которых и тянул офицерскую лямку. После увольнения в запас Ильшат очень удачно, как оказалось, направился работать в Федеральную налоговую службы. Ту самую, которую прежде возглавлял Сердюков. Поэтому его возвращение в армию выглядит логично. И теперь этим людям предстоит в кратчайший срок войти самим и ввести своего шефа в курс дела.
Скажем, "парадную" речь Сердюкова поручено писать недавно созданному Экспертному центру Минобороны. Структуре, как считают на Арбате, достаточно странной, сформированной по инициативе генерал-майора Сергея Рыбакова - одного из ближайших помощников и главного пиарщика бывшего министра обороны Сергея Иванова. Говорят, истинное назначение Экспертного центра было единственным - чтобы у генерала Рыбакова появилась возможность нарастить и без того немалый аппаратный вес и еще "больше надувать щеки". Теперь Рыбаков собирается уходить в правительственные структуры вслед за своим патроном - ставшим первым вице-премьером Ивановым. И судьба Экспертного центра многим представляется печальной.
Однако пока решение не принято, и именно Экспертному центру придется готовить судьбоносную речь. Конкретно - отделу референтов министра обороны, который на днях из Управления информации и общественных связей МО РФ вошел в Экспертный центр. Возглавляет отдел полковник Александр Назаров. Бывший замполит бригады ПВО из Подольска особыми литературными и публицистическими талантами неизвестен. Но деваться ему некуда. Сердюков у Мавзолея должен выглядеть не менее монументально, чем маршал Жуков на белом коне. В тот самый первый День Победы.