Растроганная бабушка Риты Шапкиной, не веря своим глазам, переправила нам копию сберкнижки, где проставлена искомая сумма: 1 345 811 руб. 99 коп. Столько Минфин задолжал сироте за 31 месяц - со дня трагедии, лишившей девочку мамы и папы. Тогда в российском небе террористы взорвали два самолета, а в одном из них летели Рая и Борис Шапкины - молодая счастливая пара, у которой дома оставалась двухлетняя дочка. Родная бабушка, Сусанна Богданова, удочерила Риту. Но как пенсионерке поднять ребенка?
Чертановский районный суд Москвы в июле 2005 года вынес решение: "Несовершеннолетней Маргарите Борисовне Шапкиной, 2002 года рождения, причинен вред, который на основании п. 2 ст. 17 ФЗ "О борьбе с терроризмом" должен быть возмещен за счет средств федерального бюджета". Согласно исполнительному листу Минфин обязан ежемесячно до совершеннолетия выплачивать маленькой Рите по 43 135 рублей". Именно столько (за вычетом подоходного налога) выходило на каждого члена семьи, пока родители были живы.
Запоздалые попытки Минфина оспорить судебное решение ни к чему не привели. Но чиновники упирались до последнего, всячески уклонялись от выплат пострадавшему ребенку. Первый ответ, полученный редакцией от безымянного правового отдела Минфина, походил на отписку: "ФЗ "О борьбе с терроризмом" не содержит прямых указаний на обязанность Российской Федерации по возмещению морального вреда, в связи с чем требование о его возмещении не подлежало удовлетворению". Прокуратура Центрального округа Москвы, как и положено в случае неисполнения судебных решений, подключила к проверке судебных приставов...
И вот наконец справедливость восторжествовала. Минфин оплатил сразу по трем исполнительным счетам, включая разовые компенсации морального вреда в пользу Риты и ее бабушки Сусанны Богдановой - 90 и 50 тысяч рублей. Но самое главное: ежемесячно федеральный бюджет будет перечислять Рите до 18 лет приличную сумму. Ее хватит, чтобы вырастить и воспитать ребенка. Теперь лишь бы только у бабушки хватило здоровья.
- Когда мне снится погибшая дочка Рая, - делится бабушка, - начинает мучить мысль: я что-то не так делаю, не так воспитываю... Рита теперь все время вспоминает родителей. Ее они обожали - все для нее! Конечно, девочка рано повзрослела. Сейчас мы гостим у родственников, тут дети, и Рита понемногу оттаивает, нервный тик прошел. Никакие миллионы не заменят любящих родителей, но она хотя бы нуждаться не будет.
Но есть ли гарантия, что и впредь (вплоть до 18 лет) Минфин будет дисциплинированно выплачивать Рите Шапкиной положенные суммы? Этот вопрос мы задали старшему помощнику прокурора ЦАО Михаилу Марокко, который принимал участие в судьбе Риты. "Надеюсь, в дальнейшем с выплатой проблем не будет. Решение обязательно для исполнения. Но если что, обращайтесь к нам. Надзор за исполнением - наша функция".
Вроде бы не за что хвалить Минфин: он выполнил решение суда, которое вступило в законную силу. То есть сделал то, что был обязан сделать еще раньше. Но сам факт победы маленькой девочки над бюрократической машиной показателен: все-таки мы идем к правовому государству, где закон обязателен для всех. И нам приятно было убедиться, что господин Кудрин хоть и сидит на казенных деньгах, не очерствел как Гобсек, что для нашего министра слеза ребенка что-то значит.