В нескольких десятках километров от древнего городка Александрова на высоком холме раскинулись владения Свято-Смоленско-Зосимовской пустыни. По территории монастыря ходят монахи и люди в военной форме. Они несут здесь самую настоящую воинскую службу, охраняя склады с боеприпасами, а в свободное от службы время соблюдают церковные обряды, сидят над библией, молятся Богу.
Так что же сегодня здесь - святая обитель или объект оборонного значения? Представьте: и то, и другое. Несколько лет назад новая власть, пришедшая на смену советской, вернула церкви то, что ей по праву принадлежало. Священнослужители вернулись в свои владения, переданные в 20-е годы военному ведомству. Правда, закрыть оборонный объект или перевести его куда-то местной власти пока не под силу. Понимают это и священники. Тогда и нашли они не простое, но, пожалуй, единственно верное на сегодня решение: пока воинская повинность у нас для всех обязательна, пусть несут ее на территории монастыря люди, решившие посвятить свою жизнь служению Богу.
Молодые солдаты и их командиры хорошо знают историю этих мест. В конце XVII века здесь поселился инок Троице-Сергиевой лавры монах Зосима. Он поставил деревянную часовню, выстроил келью, вырыл колодец... После смерти Зосимы пустынь оскудела, но людская память о святом старце не дала умереть скиту. Пришли сюда иноки и основали Зосимову обитель.
Во второй половине XIX века пустынь стала одним из центров духовной жизни России. Тысячи верующих приезжали сюда, чтобы приложиться к чудотворным мощам преподобного Зосимы. Среди них видели Федора Шаляпина, Павла Флоренского, Сергея Рахманинова, Константина Коровина, Василия Ключевского. Теперь выпускники воскресных школ и духовных семинарий, временно надевшие военную форму, восстанавливают духовную и историческую святыню. Первым делом вернулся в лоно церкви Смоленский храм, в котором ранее размещался клуб, военные помогли его реставрировать. Теперь здесь лежат те самые чудотворные мощи старца Зосимы, что притягивали к себе знаменитых паломников. Освободили военные и некоторые другие церковные постройки.
Заместитель командира части по воспитательной работе подполковник Владимир Ханжин искренне считает, что только церковь может воспитать настоящих патриотов. "Вспомните пример из истории, - развивает свою мысль Владимир Сергеевич, - кто благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой? Сергий Радонежский! И ведь разбил князь татарские полчища"! Он с гордостью замечает, что "семинаристы - самые дисциплинированные солдаты. К казарменным условиям они привыкают куда легче светской молодежи. Ведь в духовных семинариях обстановка сродни спартанской". Кстати, сам Владимир Сергеевич теперь тоже часто берет в руки Библию. И это, по его словам, не дань моде, а искреннее желание постичь христианское вероучение. Зачем? Ну хотя бы затем, чтобы лучше понять своих подчиненных.
Заметим: армейская служба здесь такая же нелегкая. Нарушений устава не бывает. Командиры довольны своими необычными подчиненными. У них и увлечения не такие, как в других воинских частях. Гордость армейской обители - солдатский православный хор. Церковные песнопения в его исполнении по заслугам оценили на телевизионном фестивале солдатской песни. Ребята дважды завоевывали почетное звание лауреатов. В позапрошлом году удалось даже выпустить компакт-диск.
Сержант Саша Замковой родом из Ростова-на-Дону. По окончании службы собирается поступать в духовную семинарию. А пока показывает нам казарму. Все как обычно - аккуратно заправленные койки, чистота и порядок. Впрочем, вот и сюрприз. В одной из комнат казармы разместился святой уголок, который солдаты вполне серьезно называют воинским "храмом". Здесь повсюду висят образа - творенье рук новобранцев, выпускников иконописных школ. Вечерами здесь проходит служба. Трижды в неделю ее проводит духовный наставник ребят иеромонах Варнава. И он, и офицеры с солдатами убеждены: то, что связи Церкви и армии укрепляются,- непременно к добру.