- После визита Владимира Путина в Баку в азербайджанском обществе появилось ощущение того, что в отношениях двух государств и в самом деле произошел некий перелом.
- Ощущение, о котором вы говорите, вполне обоснованно. Оно естественным образом возникло из той атмосферы, в которой проходил визит, из взаимоуважения, взаимопонимания и обоюдной готовности вывести свои страны на новый, более высокий уровень сотрудничества, которые демонстрировали оба президента. Все это получило и официальное подкрепление принятием Бакинской декларации. В ней, как известно, четко обозначены принципы и перспективы дальнейшего сотрудничества между Россией и Азербайджаном во всех сферах, но прежде всего - в экономике.
- И тут возможности, по всем экспертным оценкам, огромные. Но, к сожалению, именно экономические связи оказались наиболее разрушенными.
- Речь, естественно, не идет о восстановлении экономических связей на прежних, уже не существующих ни в России, ни в Азербайджане принципах. А новые отношения могут быть продуктивны, потому что строятся на основе взаимной выгоды. Задача состоит в том, чтобы помочь наладить эти контакты в конкретных отраслях и даже предприятиях и создать благоприятные условия для их развития. Именно эта работа сейчас активизировалась. В плане на 2001 год - свыше 60 пунктов, включающих в себя реализацию проектов и программ с участием российской стороны практически во всех секторах экономики Азербайджана - от оборонной промышленности до сельского хозяйства. Параллельно идут работа по унификации законодательства двух стран, регулирующего экономическую деятельность, "состыковка" тарифного и налогового регулирования внешнеэкономических связей. В частности, в ходе визита был подписан договор, касающийся координации деятельности налоговых служб двух государств. Назрела необходимость и создания совместных финансовых институтов, обслуживающих уже разворачивающиеся и будущие проекты. Все эти вопросы постоянно находятся в поле зрения российско-азербайджанской межправительственной Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которую с российской стороны возглавил вице-премьер Виктор Христенко. Ее деятельность очень важна. Потому Владимир Путин предложил, а азербайджанский президент поддержал идею расширения ее состава за счет представителей деловых кругов России и Азербайджана.
- Для Азербайджана самый острый вопрос - урегулирование карабахского конфликта. Возможно ли более активное участие России в миротворческом процессе?
- Россия и как член СНГ, и как сопредседатель Минской группы никогда не оставалась в стороне. Будучи в Баку, Владимир Путин вновь подтвердил нашу позицию: Россия отнюдь не заинтересована в сохранении армяно-азербайджанского конфликта. Наоборот, именно существование затянувшейся ситуации "ни мира, ни войны" мешает развитию наших отношений и с Азербайджаном, и с Арменией, налаживанию регионального сотрудничества в целом. Российский президент заявил о готовности России поддержать любые договоренности, достигнутые конфликтующими сторонами, и выступить гарантом их соблюдения. Он пообещал содействовать активизации переговорного процесса и, как очевидно из событий последних месяцев, слово свое сдержал. То обстоятельство, что новый раунд переговоров на уровне президентов Г. Алиева и Р. Кочаряна, начавшийся в Париже, был продолжен в Ки-Уесте (США), вовсе не означает отстраненности от них России. Их организация и проведение проходят во взаимодействии с Москвой и при непосредственном участии ее представителей.
- Николай Тимофеевич, положение соотечественников в ближнем зарубежье чрезвычайно волнует россиян, в том числе читателей "Труда". Как, по вашему мнению, обстоит дело с этим в Азербайджане?
- Что уж грешить: явно лучше, чем во многих других странах, не буду уточнять, каких. Более 400 русских школ - практически ни одна не закрылась, русские отделения в вузах, десятки газет и журналов на русском языке, единственный в СНГ Бакинский славянский университет, Русский драматический театр и в целом доброжелательная атмосфера. Все это так, но, к сожалению, и здесь не без сложностей. Главная - проблема трудоустройства. И об этом шла речь во время встречи Владимира Владимировича с представителями русской общины в Баку. А суть ее в следующем: с переходом делопроизводства на национальный язык многие русскоязычные специалисты оказались в Азербайджане не востребованы. Конечно, плохо, что, прожив всю жизнь в стране, люди не выучили языка коренного населения. Но, видимо, в этом не только их вина. Наверное, вопрос обучения государственному языку и должен был решаться с участием государства. Однако за 10 лет независимости сделать это здесь так и не удалось. Есть ли выход из создавшегося положения? На наш взгляд, есть: оказывать соотечественникам помощь не пособиями, а целевыми инвестициями в производство, что позволит, с одной стороны, создать для них рабочие места, а с другой - направлять часть от получаемых прибылей в фонд поддержки пенсионеров и других нуждающихся.