ОТ ОГНЯ СПАСЛА ИКОНА?

Ошибаются те, кто думает, что чудес в наше время не бывает. По всем законам физики квартира в саманном доме, напичканная тряпьем и облитая керосином, должна была сгореть дотла, заодно подпалив и другие жилища старой одноэтажки. Пожар вспыхнул, но, не успев разгореться, угас. Прибывшие на место сыщики нашли снятую со стены икону Божией Матери "Неопалимая купина". По свидетельствам верующих, эта икона спасает жилье от пожара. Преступник, совершивший поджог, хотел взять ее с собой, но в последний момент почему-то передумал.

Ликвидатор чернобыльской аварии Яков Мокренко жил более чем скромно. На скудную пенсию инвалида не то что мебель новую купить, но и нормальным питанием себя не мог обеспечить. Тем более семью. Жена с дочерью от него ушли, и 45-летний ростовчанин запил горькую.
В это время из мест не столь отдаленных возвращается его давний сосед Максим Чичко. Пока он находился в заключении, мать его умерла, отец продал квартиру и купил домик в деревне. Туда и направлялся Чичко, но на сутки задержался в Ростове-на-Дону. Эти 24 часа, кстати, первые после освобождения Максима из колонии, и оказались роковыми для чернобыльца.
Бывшие соседи распили бутылку, затем вторую. Вспыхнула ссора. Как утверждает Чичко, Яков неодобрительно отозвался о его умершей матери. Реакция была не адекватной. Максим накинулся на несчастного, больного человека с такой силой, будто пытался выместить на нем все неудачи собственной жизни.
Разгоряченный алкоголем Чичко схватил нож и нанес 45-летнему Якову 31 ножевое ранение. Мокренко был в сознании. Превозмогая боль, он молил истязателя о пощаде, но тот довершил дело при помощи шнурка, задушив несчастного. В бедной, запущенной квартире взять было нечего. Чичко снял с себя окровавленную одежду, спрятал ее в шкаф, а сам переоделся в куртку и брюки жертвы. В углу комнаты увидел икону, повертел ее в руках - слишком большая, не унести. С помощью ножа пытался вынуть икону из массивного киота - не поддалась, пришлось оставить затею.
Бывший зэк, чтобы замести следы, разбросал по квартире постельное белье, подушки, обильно полил их керосином. На подготовленный к розжигу "костер" бросил зажженный бумажный фитиль. Дверь за собой закрыл, когда убедился, что заполыхало яркое пламя пожара. Произошло это около полуночи.
В шесть утра соседи проснулись от запаха гари. Мокренко обнаружили мертвым. Огонь не тронул ни ветхой мебели, ни деревянных стен старого дома, набитых саманом. Икона с вонзенным в нее ножом валялась здесь же. Помощник прокурора Пролетарской районной прокуратуры Ростова-на-Дону Сергей Юрчак, занимавшийся расследованием этой истории, отправил икону на экспертизу в Ростовский музей изобразительных искусств. Искусствоведы сделали вывод, что икона Божией Матери "Неопалимая купина" с символами четырех евангелистов написана светскими мастерами прошлого века на липовой доске. Ее приблизительный возраст - 100 лет. Икона - местной школы академического письма. Как выяснилось, перед смертью в 1994 году мать Якова подарила ее сыну.
Максим Чичко ударился в бега, будучи уверенным, что следы преступления тщательно замел. У отца он так и не появился. Занялся привычным для него воровским ремеслом, решив затеряться в миллионном городе.
За пять месяцев он совершил восемь краж. Правда, это лишь те, которые удалось доказать следователям. Объявленный в федеральный розыск Чичко действовал нагло. В одной из квартир на подоконнике был обнаружен отпечаток его ладони. В другой сыщики, буквально шедшие по его следам, нашли брошенную им куртку со справкой об освобождении из колонии и листком с телефоном его несостоявшейся невесты. Бандит высматривал в основном открытые на втором этаже форточки. Ловко, как обезьяна, взбирался по газовой или водосточной трубе на балкон. Открывал окно и входил в квартиру. Брал одежду, аудио- и видеоаппаратуру, не брезговал даже дамскими сумочками. Все это по дешевке сплавлял торговкам на Центральном рынке.
Следователи знали, что Чичко в Ростове, но никак не могли его взять. Совершенное им убийство могло перейти в категорию "висячих" дел, но тут неожиданно он сам сдался в руки правосудия.
Однажды Чичко обобрал квартиру людей, приехавших с Кавказа. Те быстро вычислили злоумышленника, потребовали, чтобы вернул украденное. На рынке, куда они пошли вместе, не оказалось той торговки, которой он сбыл вещи. "Тогда будешь отрабатывать у нас", - пригрозили ему.
Догадываясь о реальной угрозе попасть в рабство, сообразительный Чичко прямо на рынке поднял крик: "Избивают, спасите!" и помчался в ближайший милицейский участок.
Он знал, что ему грозит срок. Но решил, что под тюремными сводами будет безопаснее и теплее, нежели в чужом сыром подвале. Явка с повинной несколько облегчила участь Чичко. Но по приговору Ростовского областного суда ему все равно предстоит провести за решеткой 17 лет.
Кстати, криминалисты до сих пор не нашли объяснения несостоявшемуся пожару. Проводившаяся судебно-химическая экспертиза показала, что керосин был "качественным горючим веществом". А пожарно-техническая экспертиза зафиксировала имевший место "очаг поджога".