Южная Родезия стала свободным государством Зимбабве после продолжительной национально-освободительной вооруженной борьбы. Ее вели сначала с колонизаторами, а затем против власти белого меньшинства, провозгласившего в 1965 году свою независимость от Лондона, две соперничавшие марксистские группировки - ЗАПУ во главе с Джошуа Нкомо и ЗАНУ под руководством Роберта Мугабе. Кремль, помогавший в те времена национально-освободительным движениям, сделал ставку на Нкомо и проиграл. В братской междоусобице верх одержал Мугабе.
Обретя независимость, Зимбабве стала островком стабильности и благополучия среди нищеты и хаоса, царивших на Африканском континенте. По экономическим показателям она тогда уступала только ЮАР. Хотя 80 процентов 300-тысячной белой общины покинули Зимбабве, оставшиеся, в основном белые фермеры, смогли сохранить в принадлежащих им более 4 тыс. хозяйств, на которые приходится около 70 процентов наиболее плодородных земель, высокий уровень производства табака - главной статьи экспорта и кукурузы - основного продукта питания населения. 11 лет назад президент Роберт Мугабе даже получил награду ООН за решение продовольственной проблемы. В стране были заложены основы демократической многопартийной многорасовой системы, открывались неплохие перспективы развития, повышения благосостояния и более справедливого распределения национального богатства.
Казалось, что молодой республике удалось избежать ошибок соседей. Еще в 1996 году доля ВВП на душу населения в Зимбабве была в два с половиной раза выше, чем в соседней Замбии - стране с богатейшими запасами меди. Но с неумолимостью закона истории "национально-демократическая власть" постепенно выродилась в коррумпированный олигархический режим, неспособный обеспечить социально-экономический прогресс страны. Хозяйственная жизнь, за исключением фермерского сектора, дающего 40 проц. экспортной выручки и обеспечивающего работой 16 проц. трудоспособного населения, стала деградировать, бюрократия в основном занималась самообогащением и демонстрировала полную некомпетентность. Ныне согласно статистике ООН 76 проц. зимбабвийцев живут ниже уровня бедности. Ввиду экономической несостоятельности правящей верхушки МВФ и Всемирный банк приостановили всякую финансовую помощь стране.
Местная демократическая оппозиция, используя ширящееся недовольство режимом, стала быстро набирать силу. Загнавший себя в угол президент Мугабе, опирающийся на правящую партию ЗАНУ - ПФ, попытался найти выход за счет конфискации процветающих хозяйств, принадлежащих 25 тысячам белых фермеров, и последующей их раздачи неимущим зимбабвийцам. Утопичность и авантюризм этого плана были продемонстрированы в феврале, когда ЗАНУ - ПФ потерпела поражение на референдуме по проекту новой конституции, предусматривающей национализацию "белых" ферм. Для Мугабе, чья популярность упала до рекордно низкой отметки, это стало тревожным звонком накануне предстоящих в мае парламентских выборов. И тогда правящая верхушка пошла ва-банк и стала поощрять ветеранов освободительной борьбы и безработную молодежь на самовольный захват владений белых фермеров и расправу с деятелями оппозиции. В сельских районах воцарились произвол и насилие, захвачено около 1000 фермерских хозяйств. Есть убитые. Белые фермеры в панике бросились в столицу Хараре и осаждают там консульство Великобритании, требуя вернуть им британское гражданство.
В телевыступлении по поводу праздника независимости Роберт Мугабе призвал Британию "восстановить справедливость", выплатить компенсацию белым фермерам, захватившим исконно африканские земли с 1890 года, а самих фермеров назвал "врагами народа и государства". Надуманность тезиса очевидна - нынешние фермеры отнюдь не потомки колонизаторов. Большинство из них приобрели хозяйства за немалые деньги. Тем не менее большего поощрения бесчинствующим ветеранам и молодежи трудно было ожидать. Извечный лозунг революционеров "Грабь награбленное" овладел массами.
Лондонская "Таймс" предупреждает, что обстановка в Зимбабве, возможно, уже вышла из-под контроля Мугабе, который и спровоцировал нынешний кризис ради победы на предстоящих выборах, сделав главной темой предвыборной кампании вопрос о земельном переделе. Не будь этого вопроса, правящей партии ЗАНУ - ПФ пришлось бы отчитываться перед избирателями за разгул в стране коррупции, безработицы и упадок в экономике. Попробовав крови, зачинщики беспорядков добровольно не вернут захваченные фермы, констатирует газета.
Один из белых фермеров Брюс Геммилл так прокомментировал происходящее: "Темнокожих и белых вновь толкают в мрачные времена... Вместо товарных высокорентабельных ферм власти собираются насаждать натуральные хозяйства. Это ли не признак экономического упадка и социального банкротства?"
Демократическая оппозиция в этих условиях не складывает оружия, она обвиняет Мугабе в том, что он раздал значительную часть земли из фонда поддержки ветеранов своему ближайшему окружению, и предупреждает, что, воспользовавшись беспорядками как предлогом, президент собирается ввести чрезвычайное положение и отложить пагубные для себя выборы по крайней мере на год. Ветеран освободительной борьбы, один из лидеров оппозиции Маргарет Донго говорит: "Мы не думали, что через 20 лет после обретения независимости нам придется бороться за мир и демократию в нашей стране. Мы воевали не за то, чтобы кучка лидеров ЗАНУ - ПФ приумножала свое личное богатство".
С президентом Мугабе лично связался генсек ООН Кофи Аннан и попросил сделать все, чтобы разрядить ситуацию. Между тем по каналам информагентств поступают сообщения, что часть руководства ЗАНУ - ПФ, крайне недовольная шагами Роберта Мугабе, готовит его смещение с постов руководителя партии и президента страны.