Естественно, интенсивная разработка недр требует повышенного внимания к экологии, сохранению окружающей природы. Насколько готовы к этому нефтяники? Как отразится их деятельность на экологическом равновесии региона? Ведь наиболее перспективные нефтеносные участки захватывают как раз заповедные зоны: вдоль реки Маныч в сторону Каспийского моря и по северной части республики - ближе к Астраханской области.
Кто хоть раз бывал в Калмыкии весной, навсегда запомнил яркое разноцветье тюльпанной степи и огромные стада вольно мигрирующих сайгаков (это - единственное место в Европе, где водятся степные антилопы). А те, кому посчастливилось посетить острова Каспийского шельфа, прилегающего к территории республики, никогда не забудут нежную красоту цветущих лотосов и полет над водой розовых фламинго.
Кроме того, эти края богаты биоресурсами, ценными породами рыб.
- В своей повседневной нелегкой работе нефтяники сориентированы на непременное сохранение окружающей природы, - говорит президент АО "Калмнефть" Владимир Болдырев.- Прежде чем начнем кардинально наращивать нефтедобычу, вводить новые участки на материке и шельфе, проведем ряд серьезных экологических мероприятий. В связи с этим создаем специальную программу "Экологическое промышленное освоение окружающей среды" (ЭПРОС) с привлечением ученых и специалистов-практиков в области природопользования, рыбоохраны, ряда других отраслей.
Уже сейчас под патронажем "Калмнефти" создаются рыборазводные заводы, где будут выращивать осетровых рыб. Кроме этого, в ближайшее время начнется масштабная селекционная работа.
Пока мало кто из жителей Калмыкии представляет, как можно облагородить, например, заросли камыша - ведь там, кроме комаров, никого и ничего не встретишь. Между тем такой опыт в мире есть, и он вполне применим к условиям республики. Еще одним направлением в ландшафтном оформлении региона станет расширение лотосовых площадей. Выражаясь профессиональным языком, окультуривание природных ландшафтов позволит проложить более привлекательные туристские маршруты.
Понятно, что экологические мероприятия требуют немалых финансовых затрат. И я спросила у президента компании, не жалко ли вкладывать деньги пусть в перспективные, но не имеющие прямого отношения к нефтяному бизнесу проекты?
- Я считаю, что деньги, вложенные в экологию, это деньги, вложенные в человека, - сказал Владимир Санджиевич. - А наша компания работает в интересах народа. Будущее Калмыкии зависит от развития нефтегазового комплекса. Но надо понимать и другое: создавая мощный региональный ТЭК, мы не должны растранжирить то, что имеем. И если когда-нибудь исчерпаются углеводородные ресурсы (хотя это дело далекой перспективы, ведь, по оценкам, в республике сосредоточено от 5 до 9 миллиардов тонн углеводородов), людям должен остаться промышленный комплекс, работающий на республику, а не против нее.
В соответствии с требованиями времени калмыцкие нефтяники взялись и за техническое перевооружение производства. Нынешнее финансово-экономическое положение компании позволяет это сделать.
Занимается она и вопросами строительства новых перерабатывающих мощностей. Это связано с особенностями калмыцкой нефти, которая имеет большое содержание парафина. Продавать ее в первозданном виде - себе в убыток. Поэтому сейчас подготовлена документация на строительство завода по разделению нефти на фракции с мощностью переработки 250 тысяч тонн сырья в год.
Обычно из-за высокого содержания парафина нефть вызывает у потребителей немало нареканий. Но парафин сам по себе - дорогостоящее сырье. Его цена на мировом рынке - 60 центов за килограмм. Со строительством завода "Калмнефть", а значит, и республика получат новый источник дохода.
Надо отметить, что для развития нефтяного бизнеса Калмыкия занимает весьма выгодное географическое положение: здесь достаточно развита сеть стратегических автодорог, по территории республики проходит трасса Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), где "Калмнефть" получит право перегонять до миллиона тонн нефти в год. Транспортные проблемы во многом решены. Но строительство КТК создает ряд экологических проблем, которые местные нефтяники предлагают решить.
Прокладка КТК предполагает строительство на территории республики трех насосоперекачивающих станций (НПС) с дизельным приводом. Использование дизтоплива может нанести немалый ущерб воздушной среде региона. Достаточно сказать, что втрое увеличится загрязнение воздуха. Что же делать? Специалисты предлагают построить в районе поселка Комсомольский (по маршруту КТК) парогазовую электростанцию. О ее возведении говорится давно, но дело из-за отсутствия средств не движется. "Калмнефть" готова принять участие в строительстве ПГС. Это позволит перевести насосоперекачивающие агрегаты с дизельного на электрический привод. Такой рациональный подход поможет решить сразу несколько проблем, в том числе стабильности работы КТК, энергоснабжения республики, сохранения экологической чистоты региона.