СЮРПРИЗЫ ЧУКОТКИ

В поселке Энурмино никто не верил, что экспедиция собирается преодолеть на автомашинах

В поселке Энурмино никто не верил, что экспедиция собирается преодолеть на автомашинах заваленный глубоким снегом горный перевал: даже для гусеничного вездехода он считается сложным препятствием. Вечером, когда мы располагались на ночлег у подножия горы, местный тракторист Рома подъехал на своем тракторе С-100 и сказал:
- Если что, помогу перетащить машину через трудные участки.
Капитан команды Стефания Дзини настолько разозлилась, что достала из неприкосновенного запаса бутылку водки и попросила меня вручить ее трактористу Роме.
- Зачем? - спросил я.
- Чтобы уехал домой и не портил настроение команде. Нам паниковать нельзя.
За ужином Стефи объявила участникам пробега, чтобы и не мечтали о помощи со стороны.
- Иначе автопробег завершится здесь, - сказала она в заключение.
Упорству этой женщины остается только удивляться. По крайней мере это признают все члены команды, которых никак не назовешь слабыми ребятами.
Первым атаковал перевал на своем грузовике Сергей Сербинов. Раньше он объездил чуть не весь Крайний Север, но, по собственному признанию, такого сложного маршрута не встречал. Главная опасность заключалась в том, что достаточно высокие автомашины могли в любой момент завалиться набок и по склону покатиться под гору. Конечно, Сергею следовало бы высадить из кабины капитана Стефанию Дзини и руководителя маршрута Сергея Епишкина, но те наотрез отказались: "Если рисковать, то вместе".
Машина Сергея продвигалась вперед буквально по сантиметрам, пробивая бампером глубокий снег. Расчищать дорогу лопатами не имело смысла, снега тут так много, что убирать его пришлось бы целую вечность. Сначала Сергей применил обычный для Севера прием: продвинувшись на несколько сантиметров, машина откатывалась назад, останавливалась и опять рвалась вперед. Второй и третий автомобили шли по пробитой колее.
Злополучный перевал под Энурмино экспедиция преодолевала целый световой день - часов 12-13. А оставшиеся 100 с лишним километров до Уэлена - еще 8 дней.
Перед финишем Чукотка подкинула новый сюрприз - оттепель. Снег стал плотным и влажным. Колеса скользили по нему, как по мылу. Победить эту напасть смог классный шофер из Певека Сергей Горячев. Он пускал машину накатом: назад - раскачка - вперед на полкабины. И так весь день. Правда, перед самым Уэленом дорога оказалась накатанной вездеходами и тракторами. Мы с Сергеем Горячевым в кабине с облегчением орали песни...
В Уэлене нас встречали все 700 жителей поселка. От мала до велика. Леонид Клинов, ведущий инженер завода Лихачева и участник экспедиции, вышел из кабины и поцеловал родную машину в радиатор. Он был горд маркой "ЗИЛ", на котором проработал 40 лет...
Генеральный спонсор автопробега - компания "Шик". Спонсоры - фирма 3М (оформление машин), "Скеть" (одежда), "Домодедовские авиалинии", ГП "Моссвязьспутник". Информационная поддержка - "Сегоднячко" - НТВ, "Русское радио", журнал "Весь Мир".