Главная Культура 20:04 21 Марта 2019 1825
«Транссибирский охватил практически всю планету»

Звездный скрипач Вадим Репин – о крупнейшем фестивале искусств и других своих детищах 

Сергей Бирюков
Вадим Репин принимает поздравления от композитора Софии Губайдулиной после премьеры посвященного ему сочинения «Диалог. Я и ты». Фото с сайта Транссибирского Арт-фестиваля

О звездной карьере Вадима Репина можно много рассказывать: играть на скрипке начал в 5 лет, в 11 победил на конкурсе имени Венявского, в 18 – на самом престижном для скрипачей соревновании имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Выступал с лучшими оркестрами и дирижерами мира, записал 30 дисков… А можно просто вспомнить: когда 14-летний Вадик, а вместе с ним его ровесники Евгений Кисин и Максим Венгеров выступили в концерте открытия VIII конкурса имени Чайковского, в публике усмехнулись – есть ли смысл проводить конкурс, ведь лучше этих ребят все равно не сыграешь…

Сегодня Вадим – среди ведущих музыкантов планеты. И он – организатор Транссибирского фестиваля, в 2014 году стартовавшего в его родном Новосибирске, а теперь выросшего в крупный международный праздник искусств, охватывающий и европейскую Россию, и Англию с Америкой, и Японию. Но по-прежнему главные события проходят в Сибири. 21 марта музыкальный Транссиб стартует в Новосибирске в шестой раз.

– Вадим, фестиваль – ваша идея?

– Наша общая с Новосибирской филармонией. И очень давняя. Но только когда построили зал имени Арнольда Каца, я понял: вот площадка, куда не стыдно позвать тех, кто сегодня определяет лицо мировой музыки. Мне будет приятно, если вы назовете имя Олега Белого – директора фестиваля, блестящего генератора идей, на котором лежит вся организация.

– Какими фестивальными достижениями особенно гордитесь?

– Трудно сказать. Фестиваль – предмет моих каждодневных забот, где бы я ни находился – на сцене, на репетиции, в самолете… То, что праздник живет уже шестой год – вот, наверное, главное. И не просто живет, а прирастает новыми проектами. Провести фестиваль и один-то раз непросто – а попробуйте повторить его через год, два, пять… И так, чтобы в публике не гас интерес, чтобы она шла и открывала для себя новые горизонты. Например, в этом году мы впервые представляем Юношеский фестивальный оркестр, созданный на базе моей родной Новосибирской консерватории...

– Как реагируют люди уровня Кента Нагано или Шарля Дютуа (дирижеры с мировыми именами – «Труд»), когда вы их приглашаете в Сибирь?

– Это моя первая фестивальная обязанность – просить и убеждать. Но что вдохновляет – буквально все согласившиеся потом изъявляют желание вернуться. Это большой кредит доверия нашему празднику, филармонии… Помню, как Дютуа, впервые в жизни приехав в Сибирь, попросил также отвезти его в Томск, Екатеринбург, был потрясен архитектурой этих городов… Надо ли удивляться тому, что в нынешнем году он снова приезжает – дирижировать концертом закрытия фестиваля 13 апреля.

– Дополняя ваш ответ, могу сам припомнить, как год назад, когда случилась трагедия в Кемерово, великий немецкий певец Томас Квастхофф полностью изменил программу своего концерта, позвал на сцену вас, виолончелиста Александра Бузлова, пианиста Алексея Володина, чтобы вместе почтить память жертв.

– Но это же нормальная человеческая реакция. Будь я сам где-то в гостях и случись там, не дай бог, что-то подобное, поступил бы точно так же.

– А когда вы в Оксфорде или Токио проводите концерт под грифом Транссибирского фестиваля, люди понимают, что имеют дело не просто с замечательным скрипачом Вадимом Репиным, но по сути с громадным континентом музыки, имя которому – Сибирь?

– Это моя цель – чтобы они пришли к такому сознанию. Думаю, лет через 5-10, если дело примет тот масштаб, который я замыслил, так и будет. А в самом Новосибирске я уже вижу большую разницу между первым годом фестиваля и нынешним – по тому, как публика заполняет залы, как она расхватывает билеты на концерты любимых артистов.

– В этом году фестиваль стартует с выступления дирижера Томаса Зандерлинга. Это символично, ведь Томас, немецкий и российский гражданин, родился в 1942 году в Новосибирске, в семье легендарного немецкого дирижера Курта Зандерлинга, нашедшего в нашей стране убежище от нацизма.

– Для меня прежде всего важно, что он своим участием делает фестиваль еще более представительным – собственно, в этом и состоит его прямая обязанность как нынешнего художественного руководителя и главного дирижера Новосибирского симфонического оркестра.

– У вас на фестивале – настоящий парад симфонических оркестров, включая даже Харбинский.

– Мы позвали этот коллектив, чтобы показать, насколько в Китае популярна, я бы даже сказал, находится на пике моды классическая музыка. Там одних только профессионально обучающихся скрипачей 15 миллионов! Когда-то так было у нас – в 70-е, 80-е годы, но сейчас акценты несколько сместились. Мне хотелось этим приглашением напомнить, что классика достойна самого пристального внимания общества. Ну и, конечно, внести свой вклад в укрепление мостов дружбы между нашими народами.   

– Расскажите о фестивальном молодежном оркестре.

– Он как раз сейчас готовится к своему первому публичному выходу – в «Тангейзере» Вагнера. Идея исполнить в концертном варианте замечательную оперу пришла в голову дирижеру Дмитрию Юровскому, и встал вопрос – какой оркестр это сделает. Следующей мыслью было – почему не создать ради этого новый коллектив? Костяк его составили студенты моей родной Новосибирской консерватории. Для работы с ними мы пригласили несколько концертмейстеров из Лондонского симфонического и других ведущих оркестров мира. Например, Антон Бараховский, один из самых авторитетных скрипачей мира, приедет как представитель оркестра Баварского радио. А к следующему фестивалю, надеюсь, молодежный оркестр пополнится и ребятами из других городов и стран. 

Но этим не ограничивается наша поддержка молодых музыкантов. Например, на детских концертах прошлых фестивалей обратила на себя внимание феноменальная юная новосибирская скрипачка Альбина Хайбуллина. Сейчас она уже студентка Эссенской высшей школы музыки, стремительно развивается, мы ей предложили участие во взрослых программах праздника.

– «Па-де-де для пальцев и на пальцах», которое вы придумали и впервые исполнили в Новосибирске вместе с замечательной балериной, примой Большого театра, вашей женой Светланой Захаровой, уже не первый год приводит в восторг публику разных стран. Когда ждать следующего совместного творческого проекта?

– Не хочу вас обманывать – у нас со Светланой настолько напряженные и трудно совместимые графики, что и этот-то проект возник чудом. Но он нам настолько дорог, что мы ни в коем случае не дадим ему пропасть. Более того, от раза к разу он наполняется новой музыкой, новой хореографией, новыми артистическими лицами. В этом году мы его покажем во время «броска» нашего фестиваля на восток, в Токио.

– Какие географические точки вашего фестиваля можно назвать самыми отдаленными?

– Ну, насколько Саппоро в Японии или Долина Напа в Калифорнии могут считаться такими точками… Восток Восточного полушария, запад Западного – смотрите, Транссибирский охватил практически всю планету. А в этом году мы впервые долетим до Заполярья, выступим в Норильске.

– Я тоже из тех, на кого фестиваль произвел сильное впечатление. Особенно поразило, насколько четко у вас все организовано: задолго до старта известны все программы не только в Новосибирске, но и Красноярске, в районных центрах – а это ведь огромная площадь, едва ли не пол-России. У Валерия Гергиева, при всем восхищении масштабом его деятельности, на сайте Пасхального фестиваля – только города и даты…

– Ну, там своя идея – в центре всего лежит импровизация. Гергиев – глыба, равной которой не могу назвать. Не думаю, что у какого-либо еще симфонического коллектива мира – такой гигантский репертуар, как у оркестра Мариинского театра. Когда Валерий Абисалович на сцене, неважно, что он исполняет, это взрывает мозг любой публики, подготовленной или неподготовленной. Он – титан, способный свернуть любые горы.

– В фестивальной программе есть глава с необычным названием – TONALi-тур...

– Это движение, возникшее в Германии, но вскоре распространившееся и на другие страны, в том числе нашу. Молодые немецкие музыканты подумали – как расширить круг людей, причастных к классической музыке? И пошли в обычную, не музыкальную школу, где предложили старшеклассникам самостоятельно организовать концерт классического репертуара. Для чего тем пришлось испытать свои силы в широком круге профессий концертного менеджмента – сформировать программу, предложить свой вариант маркетинга, организовать рекламу, продажу билетов… Больше того, устроили соревнование между несколькими школами – где такой концерт будет лучше организован и пройдет с наибольшим успехом. Ребята, подогреваемые азартом, достигли удивительных результатов! Несколько лет назад этот опыт испытали у себя и россияне – в Новосибирске, Петербурге, Самаре… В прошлом году среди новосибирских школ победил колледж «Горностай», они и получили право представить свой концертный продукт на фестивале. А кто победит в нынешнем году – еще не знаю, это будет решать жюри из представителей новосибирской интеллигенции.

– У вашего «соседа», иркутянина по рождению Дениса Мацуева – тоже музыкантски-балетная семья, его супруга – также прима Большого театра Екатерина Шипулина, и даже дочерей ваших зовут одинаково – обе Ани… Не было идей сделать что-то совместное?

– Мысль прекрасная, но ее еще труднее осуществить, чем наш внутрисемейный дуэт. Однако с Денисом всегда рад играть, ближайшая наша встреча состоится на нейтральной территории – в Швейцарии, на летнем фестивале в городе Вербье. Я бывал и на его фестивале в Иркутске, надеюсь, он когда-нибудь найдет возможность приехать на наш музыкальный праздник.

– Какими талантами удивляет 8-летняя Аня Репина?

– Делает фантастические успехи в художественной гимнастике, я даже не могу понять, как все эти движения согласуются с законами физики. Уже принесла домой первую золотую медаль. Притом она совершенно нормальный ребенок, с невероятным чувством юмора. Все новое схватывает на лету, это какие-то совершенно другие скорости, по сравнению с тем, как развивались мы в ее возрасте.

– Где она учится? Википедия пишет, что вы живете в Швейцарии и Италии.

– Вообще-то мы живем в Москве, и дочка, конечно, учится здесь.

– Как вам удается выглядеть на 10-15 лет моложе вашего возраста?

– Спорт. Самый разнообразный – играю в хоккей, катаюсь на лыжах, могу просто пробежаться по улицам города, если погода хорошая. Ну и, конечно, присутствие музы, вдохновение и море любви. 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9460
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7158
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?