Завтра исполняется 105 лет с момента появления в мире прообраза современного такси — автомобилей, оборудованных таксометрами, то есть приборами для подсчета стоимости услуг извоза. Несмотря на техническую революцию, счетчики сохранились до наших дней и стали таким же символом такси, как шашечки на дверях и световом сигнале.
Вообще первый счетчик был изобретен во Франции еще в 1896 году, но сначала не нашел применения. Однако скоро споры между пассажирами и водителями достигли такого накала, что стало ясно: без третейского судьи никак не обойтись. И вот 22 марта 1907 года на улицах Лондона впервые появились автомобили, оборудованные таксометром, который считал километры и, соответственно, пенсы, которые должен был платить пассажир.
Надо отметить, что на приборы учета таксисты всегда смотрели без энтузиазма. Во времена СССР, когда машины с шашечками были нарасхват, чаевые считались едва ли не основным средством заработка водителя. Кроме того, он мог «побомбить», а потом договориться с механиком автопарка, чтобы тот закрыл глаза на «левый» извоз. Эта система сохранилась до сих пор, тем более что многие таксометры остаются механическими.
Однако прогресс не стоит на месте, и на смену устаревшим приборам пришли электронные счетчики. Корреспондент «Труда» спросил у опытного таксиста Андрея, что нового они принесли в работу таксиста.
«Раньше мы пользовались отечественными счетчиками „Электроника“, надежными и дешевыми, — вспоминает Андрей. — Работа фактически строилась на доверии. То есть диспетчер давал заказ, таксист доставлял клиента по адресу и получал деньги. После этого прибор обнулялся, а после смены водитель договаривался, сколько должен внести в кассу. На этот приварок многие могли себе позволить слетать в Сочи на выходные.
Еще на моем авто стоял счетчик, запрограммированный на два вида услуг — эконом- и
Однако все
Сегодня нередко на