Ждем одних, приезжают другие

Сколько и каких специалистов нужно России?

Завтра в Государственной думе глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский расскажет о новой концепции миграционной политики. Она призвана снять межнациональную напряженность и утолить кадровый голод на российских предприятиях.

Американский институт Gallup год назад составил общемировой «индекс потенциальной миграции» (Potential Net Migration Index). То есть сколько граждан прибавилось или, наоборот, убавилось бы в каждой стране мира, если бы переезд зависел только от желания самих людей. Получилось, что население Сингапура утроилось бы, Новой Зеландии, Саудовской Аравии и Канады — удвоилось, а такие страны, как Зимбабве, Либерия или Эфиопия, потеряли бы половину населения.

Россия в этом списке заняла место ниже среднего: «по щучьему велению» уехали бы из страны около 14 млн граждан (10% населения), а приехали бы 8 млн, из которых примерно 5 млн человек — граждане бывших союзных республик.

Но это в мечтах. На практике в нашей стране и так трудятся около 10 млн гастарбайтеров. А в концепции развития миграционной политики до 2025 года, разработанной ФМС совместно с экспертами по доработке «Стратегии-2020», планируется к 2016 году обеспечить миграционный прирост числа уже постоянных жителей не менее 300 тысяч человек в год (в 2011 году было 289 тысяч человек). За 15 лет появится 4,5 млн «новых россиян».

Впрочем, даже такой скромный приток вряд ли будет встречен радушно коренными жителями. Согласно опросам Левада-Центра лишь 26% респондентов не видят большой проблемы в возможном росте числа мигрантов, а большинство настроены резко против. Хотя 70% населения согласны поддержать въезд в страну и русскоязычного населения.

Но вот беда: по данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, число этнических русских и русскоязычных, оставшихся после распада СССР в ближнем зарубежье и стремящихся вернуться в Россию, с каждым годом сокращается.

Зато растет число желающих приехать на ПМЖ из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, стабилен этот поток с Кавказа. Эти «новые россияне», как правило, слабо ассимилируются в новой среде, держатся плотными землячествами, селятся группами, быстро образуя этнические «тауны». Что рано или поздно начинает порождать конфликты с соседями — коренным населением.

Новая концепция федеральной миграционной политики, по задумке авторов, должна как минимум нащупать путь к решению проб-лем. Что обойдется недешево: на пакет мер по формировании новой миграционной политики ФМС запрашивает из федерального бюджета 86 млрд рублей — примерно по 20 тысяч рублей на каждого будущего мигранта. В реальности, однако, львиную долю — 18,5 млрд рублей — ФМС намерена потратить на борьбу с незаконной миграцией. А непосредственно на приезжающих — их адаптацию и интеграцию (создание центров поддержки мигрантов, курсов изучения языка, истории и культуры РФ и так далее) — запрашивается 14 млрд рублей. То есть чуть больше 3 тысяч на каждого.

Сработает ли эта «дорожная карта»? Опыт показывает, что миграционные процессы в мире протекают одинаково: за лучшей жизнью уезжают, как правило, наиболее активные граждане. Уезжают в более богатые и развитые страны. А их места занимают мигранты из бедных окраин. Уезжают квалифицированные — приезжают неквалифицированные.

И эту реку до сих пор нигде не смогли повернуть вспять: