Увы, не ее одну. Вы покупали компьютер или мебель по рекламному объявлению? Приглашали бригаду маляров, сантехников или электриков? Тогда знаете: заявленная в рекламе цена (названная по телефону) почти всегда много ниже реальной.
В случае компьютеров выясняется, что не были учтены: жесткий диск, оперативная память, графический ускоритель и корпус. Материнскую плату посчитали самую плохую, которую покупать не советуют, и вообще ее в продаже нет. Приехавший маляр обнаруживает, что стены вашей квартиры уникально кривы, и до покраски их необходимо доводить за отдельную плату. Если вам берутся делать пол, то наверняка не включат в стартовую цену плинтус, лакировку, тонировку и шлифовку. Если установят окно или дверь - за цементирование проема и декоративную доводку придется платить дополнительно. В результате мы почти готовы к обману. Рекламе не доверяем. Чтобы не обманули, живем в напряжении: а ля Штирлиц. И как только расслабляемся - обманывают. Оказывается, так быть не должно.
- В соответствии с последней редакцией закона о рекламе (от 13 марта 2006 года), - рассказывает "Труду" член экспертного совета антимонопольной службы по применению рекламного законодательства Вадим Желнин, - любое недобросовестное поведение рекламодателя административно наказуемо.
РЕКЛАМНЫЙ ТРЮК
- Существует две возможности привлечь обманщика к ответственности, - говорит Вадим Алексеевич. - Оптимальная для покупателя - доказать наличие рекламной оферты. (Оферта - письменное предложение продавца о заключении договора, содержащее все основные условия предстоящей сделки: наименование товара, количество, качество, цену, условия поставки. - Авт). Если доказать получится - продавец не вправе требовать денег больше, чем было указано в рекламе. Однако оферта - сложное юридическое понятие, которое не всегда можно доказать.
Статья 5 пункт 7 закона о рекламе гласит: "Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре... если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы". Суть в том, что, если продавец заявляет цену на дверь 12 тысяч рублей, и при этом дверь стоит в выставочном зале с коробкой, стеклами, ручками, наличниками и петлями, то именно 12 тысяч в этой комплектации она и должна стоить.
- Я соболезную вашей Марине Р., - продолжает Вадим Желнин. - На ее месте я бы сказал продавцу: "Давайте пойдем на мировую, и вы поставите мне двери по начальной заплаченной мною цене. Иначе я обращусь в антимонопольную службу, и вам выпишут штраф 100 тысяч рублей". Штрафы за нарушение закона о рекламе примерно в таком размере и выписываются. Да и случай точно подходит под статью 5, пункт 7. Наказывать же недобросовестных рекламодателей необходимо не только из соображений мести, но в целях защиты прав как потребителей, так и добросовестных рекламодателей.
Если вы столкнулись с недобросовестным рекламодателем и хотите его наказать по закону о рекламе - обращаться надо в антимонопольную службу. Если реклама была на телевидении или в интернете, то можно обратиться в федеральную антимонопольную службу (ул. Садово-Кудринская, д. 11). А если это была реклама в местном издании или наружная, то надо обращаться в территориальное управление антимонопольной службы, которое есть во всех регионах.
ДОМ БЕЗ СВЕТА
Директор крупного маркетингового агентства Михаил Дымшиц, напротив, нашей читательнице Марине Р. не сочувствует:
- Люди въезжают в новый дом, а там нет света, воды и канализации. Бегут жаловаться на обман. Кричат: "Жить невозможно!" Выясняется, что в подписанных ими документах проговорено, что дом сдается без света, воды и канализации. Дело чаще не в обмане продавца, а в невнимательности покупателя.
Термины: дверь, компьютер, пол, считает Михаил Дымшиц, плохо специфицированы. Технически это могут быть очень разные вещи. Для обывателя дверь нечто целое, а для мастера по установке дверей она состоит из петель, ручек и замка. Говорить, что вся наша реклама недобросовестна и не хороша, не стоит. В целом она по добросовестности на уровне европейской и даже жестче американской. Потому что в Америке можно проводить сравнительную рекламу, а у нас нельзя.
- Вместо того чтобы обвинять рекламу, - полагает Михаил Дымшиц, - надо быть внимательнее, подписывая бумаги. Всегда выяснять, что входит в покупку, что не входит. Тогда и случаев таких не будет.
ДВЕРИ НЕ ПРОДАМ
Я тоже делаю ремонт. И мне тоже нужны двери. После случая Марины Р. я решил вопросы комплектации выяснять перед оплатой. Причем на Никулинском строительном рынке, где продавцы скромнее, чем на Вавилова. Приехал. Оказалось, точно: цена за дверь - это всегда цена только за дверное полотно. Действуя от противного, нашел-таки в павильоне 21 двери под покраску, которые за 2000 рублей продавались уже с петлями и коробкой.
- Меня устраивает, найдите мне две двери стандартного размера, - попросил я продавца.
- Не буду, - лениво ответил тот.
- У вас их нет? - переспросил я.
- Есть, - ответил он. - Просто имею я с них по 50 рублей прибыли, и за эти деньги не полезу на второй этаж рыться, искать ваши размеры. Вот накопите на двери тысяч по 6, тогда и приходите.