О БИЗНЕСЕ МАЛОМ ЗАМОЛВИТЕ ДОБРОЕ СЛОВО

"Министр руководит деятельностью министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач" - из Положения о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).

Сегодня МАП проводит II Всероссийскую конференцию представителей малых предприятий под громким названием "Цивилизованному предпринимательству - разумное регулирование". Уже само название конференции вызывает вопросы. Интересно, а как можно иначе регулировать малый бизнес, если не разумно? И как за все время существования министерства малый бизнес регулировался, если только сейчас декларируется подобное регулирование? Но, может, оно подразумевает своевременную встречу предпринимателей перед предстоящей реорганизацией правительства? Тогда, действительно, самое время разумно доказать свою нужность...
На министерство возложено пять основных задач. Исходя из них, оно выполняет 37 функций, при этом добрая половина их касается поддержки предпринимательства. В эти функции входит организация разработки и реализация Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства; обеспечение защиты законных интересов предпринимателей и пр. Все они касаются рутинных дел и требуют безотлагательных решений.
Однако, на наш взгляд, зачастую министерство, владеющее столь мощными законодательными рычагами для подъема малого и среднего предпринимательства, не способно принимать быстрые, а главное, адекватные меры для пресечения нарушений в сфере малого и среднего бизнеса. Но на то ведь и было создано министерство, чтобы "обеспечить защиту законных интересов предпринимателей". А соблюдение федеральных законов - один из важнейших интересов.
Естественно, нет ничего хуже, чем оказаться в трясине рутинных дел, отнимающих много сил, но не приносящих ни денег, ни славы. Гораздо интереснее поиграть мускулами на высоком уровне. Однако и здесь министерству проявить себя удавалось не часто. Все громкие дела последнего времени так или иначе МАП проигрывал. Скажем, нехорошо получилось с иском к Государственному таможенному комитету об отмене результатов конкурса на страхование сотрудников таможни: погорячились, и через три недели иск пришлось отозвать.
Не способным на решительные действия показал себя МАП и в затянувшейся тяжбе между Московской фондовой биржей и Центральным банком. Суть дела в том, что МФБ на протяжении двух с половиной лет добивается у ЦБ выдачи лицензии на право торгов валютой. Однако ЦБ требования эти игнорировал. Тогда МФБ обратилась за поддержкой в МАП с требованием восстановить законность на валютном рынке. МАП, однако, как и ЦБ, требование это проигнорировал. А министр объяснил бездействие своего ведомства исключительным положением ЦБ, который сам является регулирующим органом, и, по словам Ильи Южанова, на тот момент еще предстояло разобраться, имеет ли право МАП влиять на деятельность ЦБ.
МФБ подала на МАП в Пресненский суд. И на днях тот разобрался, имеет или нет право МАП влиять на ЦБ, обязав (!!!) МАП рассмотреть жалобу биржи - на основании ст. 12 Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. И сейчас от действий подчиненных г-на Южанова зависит, сможет ли МАП показать себя независимым, невзирающим на лица, министерством, стоящим на страже закона, или нет, - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Теперь - о развитии. По последним данным Госкомстата РФ, на 1 октября 2000 года количество зарегистрированных малых предприятий в России составляет 875,5 тыс. (В 1995 году их число приближалось к 1 млн.). Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1998 - 1999 годы выполнена не была. Так, в программе численность малых предприятий планировалось довести до 900 - 950 тыс., а их вклад в ВВП до 13 - 14 процентов. На деле же количество зарегистрированных малых предприятий, в том числе и недействующих, на начало 2000 года составило лишь 890,6 тыс., а вклад в ВВП - 9,5 процента. В то время как в 1997 году, когда программа утверждалась, он составлял 12 процентов.
Если сопоставить показатели малого и среднего бизнеса в России и за рубежом, картина вырисовывается просто удручающая (см. табл.).
Конечно, сравнивать Россию с развитыми странами, может быть, и преждевременно. Но главное не в том, чтобы ужаснуться разделяющей нас пропасти, а в том, чтобы увидеть динамику.
Однако с нынешней политикой МАП, не считающего малое предпринимательство своей приоритетной задачей, ему, несмотря на громкое название конференции, вряд ли стоит надеется на помощь, а нам - ожидать скорого роста этой сферы бизнеса.