ПОЧИНИТЕ КРЫШУ!

Когда начинается дождь, в квартире учительницы начальных классов средней школы N 250 Валентины Александровны Сергиенко немедленно хватаются за тазики. Спать с тазиком на одеяле, конечно, неудобно, но обиднее всего Валентине Алексеевне видеть, как отстают от стен обои, как желтеет от мокрых разводов потолок... Это притом, что ремонт был сделан всего год назад!

Раньше, когда с потолка начинало течь, Сергиенко звонила в ДЕЗ. Ее утешали: потерпите, ваш дом в графике на капитальный ремонт. Наконец за дом и в самом деле взялись: заменили трубы, укрепили балконы, покрасили подъезды... Починили и крышу. Увы, первый же дождь показал, что все осталось по-прежнему... Теперь Сергиенко решила обратиться в суд, потому как в ДЕЗе теперь уже ничего и не обещают. Говорят - нет денег. Да и в самом деле, откуда им взяться, если дом по улице Гончарова, 17 "в", расположенный в районе "Бутырский" Северо-Восточного округа, теперь числится капитально отремонтированным?
Ситуация, описанная в письме нашей читательницы, типична для столицы. Это стало ясно в ходе состоявшегося на прошлой неделе заседания городского правительства. Многие жители столицы делятся на две части. Одни, как Сергиенко, пережили капремонт, но проблем у них не убавилось, другие ждут его десятилетиями... Руководители жилищно-коммунального хозяйства города объясняли это, как и во все времена, нехваткой финансирования.
Выяснилось следующее. В текущем году на капитальный ремонт домов из бюджета столицы выделено 6, 2 миллиарда рублей, 2000-м - 4,8 миллиарда, а в 1999-м - около 2 миллиардов. Словом, налицо рост. Но до этого в течение четырех лет финансирование падало и упало так низко, что сейчас мы достигнем лишь уровня 1997 года. Да и хватит выделенных средств на выполнение 18,5 процента работ, предусмотренных нормативами. Если же его делать, как говорится, "на все сто", то как заметил депутат городской Думы Андрей Широков, "к имеющимся шести миллиардам надо добавить еще 30 миллиардов". Депутатка Галина Хованская сочла необходимым уточнить: доля расходов городского бюджет на капремонт составляет всего 3,3 процента.
К чему привела хроническая нехватка денег? Например, чтобы заменить все 16 тысяч отслуживших свой срок электроплит, Москве потребуется 10 лет, так как в год меняется лишь 1600. Из 3 тысяч лифтов, чей возраст перевалил за критические четверть века, ежегодно меняется 400, следовательно, отставание на шесть лет. В ремонте электропроводки нуждается 45 тысяч домов, а получают 9000 - отставание на пять лет и так далее... В итоге, по официальной статистике управления жилищно-коммунального хозяйства города, из 38,9 тысячи жилых домов столицы в удовлетворительном состоянии находится лишь 29 609, или 77 процентов. Еще 7 145 зданий, или 18 процентов, нуждаются в "ремонте многих отдельных элементов". 2 198 домов, или пять процентов отнесены к ветхим, износ которых составляет более 61 процента.
Эти формулировки расценили как лукавые и потребовали от начальника Госжилинспекции Москвы Александра Стражникова расшифровать, что за ними стоит. Выяснилось, что многие находящиеся в "удовлетворительном состоянии", на самом деле тоже нуждаются в ремонте, а там, где речь идет "об отдельных элементах", для жильцов означает нередко просто катастрофу. Прибавьте к этому еще один процент вообще аварийных домов...
Но только ли городские власти повинны в сложившейся ситуации? В Москве 52 процента квартир приватизированы. Другими словами, более 5 миллионов горожан владеют имуществом, которым в любой момент могут распорядиться по своему усмотрению - продать, подарить, завещать... Точно так же, как, к примеру, автомобиль. Но если ни одному автовладельцу и в голову не придет требовать у мэрии починить его машину, то отремонтировать крышу, пол, потолок требуют сплошь и рядом. На всю столицу создано лишь 400 товариществ собственников жилья, хотя должно бы уже быть тысяч 20. А капитальный ремонт дома включило в свои планы и вовсе одно-единственное товарищество!
Новоявленные собственники не привыкли рублем отвечать за свой дом. Если у города капитальный ремонт жилья в структуре расходов на жилищно-коммунальное хозяйство занимает 13 процентов, конкретный квартировладелец не тратит на него ни копейки. В его книжке на оплату за жилье даже строки такой нет. А та, что есть - 30 копеек с человека в месяц "на техническое обслуживание жилья", - давно уже стала притчей во языцах. Это всего 7 процентов от реальной стоимости этого самого обслуживания.
Мэр Москвы Юрий Лужков резко поставил и другой вопрос: да, денег мало, но достаточно ли рационально коммунальщики используют хотя бы те, что есть? Вопрос закономерный, так как пусть лишь в последнее время, но выделение средств на капремонт растет, а вот объем его в натуральной величине почему-то продолжает падать. Почему? Лужков так и не добился ответа. Не смог он получить и сколько-нибудь внятного объяснения и тому, почему коммунальщики свели к нулю планово-профилактический ремонт. Вероятно, для них привычнее сначала все довести до ручки, и лишь потом заняться тем, что позаметнее, - например, ремонтом фасадов. Это, кстати, единственный из 18 видов капитального ремонта, планы по которому перевыполнены. "По сути, мы сейчас выявили смену стратегии города в ведении жилищно-коммунального хозяйства. Почему же она произошла без ведома правительства Москвы?" - поддержал мэра и вице-мэр Валерий Шанцев.
В общем, вопросов в ходе обсуждения острейшей для столицы проблемы обнаружилось множество. Искать ответы на них правительство столицы продолжит через две недели: по мнению мэра, коммунальные службы пришли на заседание неподготовленными.