"А как же "made in Switzerland", на чем фиксировали внимание во время первой демонстрации бело-голубого вагончика?" - допытывалась я у Александра Нефедова, заместителя генерального директора ОАО "Московские монорельсовые дороги". "Экспериментальный вагон действительно сделан в Швейцарии, - не стал отрицать он. - Зато все остальные составы, которые через два года начнут курсировать по столице через каждые 45 секунд, будут созданы на российских заводах под руководством наших конструкторов и технологов. Просто мы не захотели изобретать "велосипед", а пошли по пути сотрудничества с зарубежными фирмами, имеющими опыт создания монорельсовых дорог. В общем, их идея, наша разработка".
Я вспоминаю, как в советские времена встретила на одном из заводов таблички: "Убедительная просьба ничего не рационализировать". Так японцы взывали к коллективу, закупившему у них линию и пытавшемуся в ходе монтажа упорно ее улучшить. И не удерживаюсь от вопроса: "Не лучше ли купить дорогу целиком?" Не лучше, убеждают меня. Во-первых, разве нам не нужны новые рабочие места? А в создании монорельсовой дороги уже задействовано три десятка оборонных заводов. Причем не только московских, но и воронежских, екатеринбургских, санкт-петербургских... Во-вторых, деньги. Для первой ветки длиной 8,5 километра нужно 18-19 поездов. Как показали предварительные расчеты, покупка каждого, сделанного с учетом наших зим, обошлась бы в 2,6 миллиона долларов. Московские разработчики пообещали снизить стоимость до 800 тысяч долларов.
Идеей строительства столичного монорельса первым загорелся мэр Москвы Юрий Лужков. Рассказывают, как с завистью он однажды поделился со знаменитыми конструкторами впечатлениями об одной из заграничных поездок: "Почему такое чудо и не у нас?" Сразу представилось, как красиво вписались бы, например, в набережную Москвы-реки изящные опоры, запросто перешагивающие любые преграды - линии электропередачи, железные дороги... И как катится по проложенной по ним балке, словно паря в воздухе, элегантный состав... Сколько туристов, да и москвичей, охотно пересели бы в него из автомобилей, лишь бы не париться в уличных пробках?
"А может, попробуете? С вашими-то технологиями, вашими талантами и не такое по плечу?" - неожиданно предложил мэр генеральному конструктору МИТа Юрию Соломонову. И вот создано ОАО "Московские монорельсовые дороги", получен городской заказ и даже построен действующий экспериментальный участок длиной 600 метров. Прошло с того разговора меньше трех лет...
Как же удалось оборонщикам так стремительно начать воплощать в жизнь такую дорогую идею? Ведь в середине 50-х годов, когда весь мир активно осваивал монорельс, нашу страну это увлечение миновало стороной. Да что мир! Мы и о собственном-то опыте век не вспоминали: в Гатчине первая монорельсовая дорога по проекту инженера Романова была построена еще в 1898 году! А тут вдруг взяли и решили выложить по 800 тысяч долларов за состав! Чем же так прельстилась столица?
"А давайте пересчитаем на "Икарусы"... - предложил Нефедов, видя мои сомнения. Стали считать. Автобус стоит 140-150 тысяч долларов. Вместо одного состава надо покупать три автобуса, так как скорость у них на московской улице в три раза ниже. Это уже полмиллиона долларов. Добавим строительство дорог, ибо по нынешним переполненным магистралям уже невозможно двигаться, мостов, тоннелей... Для монорельса же привозят с завода готовые металлические опоры, в два счета монтируют их в заранее подготовленные фундаменты, сверху кладут металлическую балку и - поехали! Первые 600 метров строили меньше полугода. Чисто, вокруг не перекопано. Стеклянные теплицы стоят буквально в нескольких метрах от опор - и ни одно стеклышко не пострадало. А что с ними стало бы, если "бабой" забивать сваю обычного моста!
Ну какой городской голова устоит перед такими соблазнами! Так и родилась программа "Московский монорельсовый транспорт". Скажу сразу, что никто не собирается с ее помощью ни заменить, ни даже потеснить нынешние автобусы, трамваи и троллейбусы. Просто горожане получат еще одно средство передвижения. Причем очень комфортное. Кондиционер, тихая музыка и даже телефон-автомат в каждом вагоне! Каково?
Кстати, мне нравится решение архитекторов начать первую линию чуть ли не от моего дома - от станции метро "Тимирязевская". Дальше она пройдет через Бутырский хутор, по улице Академика Королева до ВДНХ, по улице Сергея Эйзенштейна и выйдет к станции метро "Ботанический сад". Продумана и вторая очередь - еще 7 километров, по направлению к Ярославскому шоссе и вдоль него. И даже третья - 42 километра вдоль набережной Москвы-реки... Обещают архитекторы и нормальное "человеческое" расстояние между станциями - не больше километра, чтобы до любой было легко дойти пешком. Пойдут же поезда со средней скоростью 40 километров в час (при нынешних-то 14!) - на уличные пробки пассажиры будут взирать в буквальном смысле слова свысока - с 6-метровых опор, но уже идут эксперименты с 15-метровыми и вообще, убеждены конструкторы, опоры можно поднимать на любую высоту.
"А не свалится ли поезд?" - не могу я скрыть страха. Уверяют, что нет, так как новейший транспорт и с точки зрения безопасности на высоте. Он просто конструктивно устроен так, что за всю свою историю существования поезда ни разу не сошли со своего единственного рельса. Был лишь один случай в Германии, когда один состав врезался в другой, шедший перед ним. Дело обошлось без пострадавших, но российские конструкторы хотят избежать даже самого-самого малейшего риска. Поэтому наши поезда будут оборудованы "дополнительным зрением", с помощью которого автоматическая система управления задолго зафиксирует малейшую преграду на своем пути. И если потребуется, тут же включит экстренный "стоп".