- Ольга Алексеевна, понятно, что, уничтожая природу, человек рубит сук, на котором сидит. Тем не менее всегда находятся "дровосеки", нередко и во власти. Могут ли рядовые люди им противодействовать?
- Варварское отношение к природе, беззастенчивую эксплуатацию окружающей среды можно видеть повсюду. Строятся экологически опасные объекты, а то и просто появляются бензоколонки на месте вырубленного скверика или кусочка леса. Как могут бороться с этим люди? До недавнего времени их действия ограничивались проведением собраний, митингов, пикетов, они писали во властные структуры письма и обращения. Но граждане, не подготовленные юридически, конечно, не могут состязаться с властями, на службе у которых есть грамотные юристы. Последние иногда пытаются придать законную форму незаконным действиям по уничтожению природы.
Вот почему создали мы свой центр "Родник". В нашей Конституции есть статья 42-я, существует Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федеральный закон "Об экологической экспертизе". На основании их наши адвокаты и ведут дела в судах, отстаивая право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней. Правовой центр "Родник" входит в российскую сеть общественных экологических организаций.
- Назовите для примера хотя бы одно конкретное дело, которые ведут ваши адвокаты.
- В Московской области в поселке "Николина гора" Одинцовского района вырубаются редкие хвойные леса. Строятся коммуникации, которые нарушают всю экосистему этого удивительного места. А между тем еще в 81-м, а затем в 99-м годах состоялись решения органов власти Москвы и Московской области о создании здесь особо охраняемой природной территории "Верхняя Москва-река". Естественно, в ее пределах резко ограничена любая деятельность, тем более строительство коттеджей для частных лиц. Жители поселка "Николина гора", общественные организации Московской области приняли единственно возможное в этой ситуации решение. Они обратились в суд с иском о запрещении деятельности, причиняющей вред окружающей среде, здоровью человека, экологическим интересам страны, наконец.
И мы ведем это дело, опираясь на статью 1065 Гражданского кодекса, где говорится нетолько об уже причиненном вреде, но и об угрозе в будущем: неминуемо исчезнут редкие животные, растения. Дело идет непросто: ведь сталкиваются частные коммерческие интересы с интересами людей, которые отстаивают природу как необходимое условие своего существования. Короче: решением Басманного межмуниципального суда в иске сначала было отказано. Но мы собираемся обжаловать это в вышестоящую судебную инстанцию. С нашей точки зрения, окончательное судебное решение будет показательно для всего региона.
- Ваши сотрудники ведут дела, консультируют людей и экологические организации, в том числе по электронной почте, бесплатно. Как в таком случае "Роднику" удается выживать?
- Действительно, практически все дела и консультации наши адвокаты ведут бесплатно, потому что чаще всего затронут не личный интерес, а общественный - и, по существу, платить некому. Кроме того, заявители по нашим делам - это пенсионеры, студенты, молодежные организации - они просто не в состоянии оплатить работу адвоката. В то же время - и это естественно - наша деятельность требует материальных затрат. Поэтому "Родник", как и многие общественные организации, существует на международные гранты. Чтобы их получить, необходимо выиграть конкурсы, которые проводят различные фонды. Если наш проект, например, программа по изданию юридических пособий, фонду понравился, он его финансирует.
- В России пока "зеленых" юристов очень мало, а забот в сфере экологии много. Что делать?
- Необходимо обучить как можно больше людей азбуке правовых действий. Вот "Труд", насколько мне известно, постоянно этим занимается, "Родник" тоже проводит образовательные семинары. Проходят они таким образом. Сначала адвокаты рассказывают участникам о гарантиях их экологических прав, о российском законодательстве, о конкретных судебных делах. Затем наступает черед ролевых игр по ведению судебного процесса. Участникам семинара предлагается определенная ситуация. В зависимости от того, каким было нарушение экологии, они пишут жалобу или исковое заявление. Начинается "судебный процесс", в котором "студенты" играют роли судьи, прокурора, адвоката, истцов и ответчиков по делу. Таким образом преодолевается психологический барьер страха обычного человека перед судом. Рождается понимание, что в случае грубого нарушения экологических прав у граждан есть возможность правовой защиты.