Впрочем, никакой КЗоТ не будет "работать" там, где практикуется неофициальная выдача части зарплаты в конвертах. Работодателю на таких предприятиях просто не нужно искать в КЗоТе оснований, чтобы наказать или уволить сотрудника, не нужно вести переговоры об изменении условий коллективного договора - все регулируется толщиной конверта с "черным налом". Хозяин вовлекает работника в общий сговор против государства: "Я не плачу налоги, поэтому имею возможность заплатить побольше лично тебе". Вот такая объединяющая маленькая тайна. Этот "секрет Полишинеля" никто не хочет выведывать, потому что он всем в стране известен. Есть разные оценки относительно того, какая именно доля зарплаты выплачивается "в тени". Одну предположительную цифру - до 50 процентов - я услышал несколько лет назад от тогдашнего министра финансов А. Лившица.
Мысль, которая "греет" многих работников, что подобным сговором они обманывают только государство, ошибочна. Обманутыми оказываются в первую очередь они сами. Отдавая себя во власть хозяину конвертов - начальнику, люди позволяют себя нещадно эксплуатировать. Возможно, при легальных отношениях с работодателем и сильном профсоюзе они получили бы за тот же труд куда больше. Но одно очевидно: они лишают себя гарантий сохранения рабочего места и здоровья. Возраст "трудовых подвигов" - 25-45 лет - быстро проходит, а что тогда?.. Получатели зарплаты "черным налом" теряют надежду на нормальную пенсию в будущем, ведь в Пенсионный фонд за них отчисляются крохи от легального заработка.
И бюджет недобирает налоги, значит, страдают учителя, врачи, библиотекари. Сегодня зарплаты "бюджетников" безобразно малы. Оклад по самому высокому - 18-му разряду едва дотягивает до величины прожиточного минимума. И хотя Госдума РФ приняла во втором чтении закон о повышении с 1 сентября оклада первого разряда Единой тарифной сетки до 300 рублей, перспектив у него мало. Вряд ли закон пройдет Совет Федерации и президента. Причина понятна: в бюджете нет средств. Значит, эта сфера будет разваливаться и дальше, а в школах, больницах начнут шире практиковать "платные услуги". То есть деньги, которые недоплатил работодатель на налогах, нам всем придется возмещать из собственного кармана.
Сегодня легализация зарплаты - это главный вопрос развития нашей экономики, без его решения не удастся выстроить нормальные трудовые отношения, спасти от развала образование и здравоохранение. Но что для этого предпринимает правительство? Кроме дежурных репрессивных мер к тем, кто попался на "обналичке", сделан только один серьезный шаг: существенно снижены налоги на фонд оплаты труда. (Правда, по-моему, правительство допустило ошибки и с введением единого социального налога, и с плоской шкалой подоходного.) Не помогло. Нужно двигаться дальше. Повышать минимальный размер оплаты труда (МРОТ) до величины прожиточного минимума. Начиная с 1 июля в течение года он должен вырасти в 3,5 раза, но тем не менее останется низким - 300 рублей. Нельзя медлить со следующим повышением. Схема могла бы выглядеть так: с 1 января 2001 года - до 650 рублей, это 40 процентов прогнозируемой величины прожиточного минимума, с 2002 года - уже 60 процентов, потом 80 и в 2004-м - 100 процентов. Рост МРОТа на первом этапе, когда коснется бюджетников, весьма накладен для государства. Но он начнет компенсироваться по мере того, как вслед за ростом "минималки" работодатели внебюджетного сектора будут вынуждены увеличивать долю легальной зарплаты, а следовательно, налогооблагаемую базу.
Наконец, пенсионная реформа, в частности введение условно-накопительной системы, может стать серьезным стимулом, который заставит работников требовать от хозяев-начальников легализации официальной выплаты всех заработанных денег. И здесь не последняя роль принадлежит профсоюзам, которые поддерживают такие меры, потому что кровно заинтересованы как раз в прозрачных трудовых отношениях на производстве.