Конечно, транзитные грузы, пересекающие различные страны, сулят большие прибыли как для государства, так и для частных компаний. Разработанная в начале 90-х годов программа ТРАСЕКА предлагает перевозить грузы по транспортному коридору Европа - Кавказ - Азия. Этот проект включает в себя следующие направления: станция Дружба (Казахстан) - Ташкент - Ашхабад - Туркменбаши (Красноводск) -Баку -Тбилиси - Поти, далее через паромные переправы на Одессу, Варну, Констанцу, Стамбул, а также Актюбинск - Гурьев - Актау - Баку. По официальной версии, ТРАСЕКА преследует цель возрождения Великого шелкового пути, то есть пути из Китая в Европу через Центральную, Среднюю и Малую Азию. Инициатором, а также главным инвестором программы является комиссия ЕС, по предложению которой семь лет назад и была подписана концепция о разработке ТРАСЕКА.
Но все направления ТРАСЕКА проходят, минуя территорию России. Поэтому программу правильнее воспринимать как политико-экономическую поддержку Запада бывшим закавказским и среднеазиатским советским республикам в плане ослабления их транспортной зависимости от России.
На международной конференции в Баку два года назад главы государств среднеазиатских республик и Закавказья, а также Украины, Болгарии, Молдавии, Румынии и Турции подписали документы, предусматривающие льготные условия и тарифы для грузов, перевозимых по маршруту Европа - Кавказ - Азия. В частности, были согласованы 50-процентные скидки на железнодорожные перевозки грузов и перевозки порожних вагонов на железнодорожных паромах. Кроме того, отменено взимание налогов, сборов и других платежей для транзитных грузов, предусмотрены на государственном уровне меры, обеспечивающие безопасность пассажиров и перевозчиков, а также сохранность грузов и транспортных средств. Сообщения в средствах массовой информации по итогам этой конференции шли под заголовками: "В проигравших только Россия", "В столице Азербайджана при фактическом отсутствии Москвы делили мир", "Транспортный коридор без России". Правда, из такого рода публикаций было весьма непросто понять, что же именно представляет собой этот транспортный коридор.
Оказалось, что виноваты в этом не коллеги-журналисты. На упомянутой встрече речь шла не столько о восстановлении Великого шелкового пути, сколько о стремлении сделать Россию податливой в преддверии решения куда более реальных вопросов - транспортировки каспийской нефти и туркменского газа.
Несмотря на все привилегии и скидки на маршруте Европа - Кавказ - Азия, экономическая целесообразность подобного пути весьма спорна. Согласно предварительным подсчетам, в равных условиях тарифы на перевозку зерна, хлопка и контейнеров с использованием российских железных дорог в 1,7 раза ниже, чем по маршруту ТРАСЕКА, а нефти и цветных металлов в 1,2 раза. Помимо этого, сроки доставки грузов по России меньше в 1,8 раза. А учитывая то, что грузовым направлением будет являться в западное, а в восточном пойдут в западное, в восточном направлении будут следовать преимущественно порожние вагоны, что резко снизит эффективность работы паромных переправ на Каспии и Черном море.
Со своей стороны, Министерство путей сообщения РФ приступило к разработке и применению действенных мер, призванных повысить привлекательность и конкурентоспособность российских железных линий. В первую очередь, Транссибирской магистрали для обслуживания международных транзитных грузопотоков на направлении Европа - Азия. Речь идет также о снижении тарифов на перевозки, ускорении сроков доставки грузов, повышении их сохранности, организации комплексного экспедиторского обслуживания.
Два года назад поручением российского правительства была предусмотрена выработка согласованного подхода к участию России в реализации проекта ТРАСЕКА и проведение консультаций с заинтересованными странами, а также создание правительственной комиссии по внешнеэкономическому обеспечению интересов России в сфере транспорта. Согласно правительственному поручению, Министерство путей сообщения и Минтранс России совместно с другими министерствами и ведомствами готовят свои предложения по этой проблеме.
Не секрет, что эффективность сотрудничества России со своими соседями - странами СНГ зачастую существенно снижена из-за отсутствия прямого железнодорожного сообщения. Подобная ситуация, в частности, сложилась в отношениях России и Грузии. Основная часть задолженности Грузии перед Российской железной дорогой связана с передачей российских грузовых вагонов, простаивающих в Грузии. Решено открыть сквозное железнодорожное сообщение на участки Веселое - Ингири, что отвечает геополитическим и геостратегическим интересам России. Это увеличит объем перевозок грузов между Россией, Грузией и Арменией, простимулирует рост взаимного товарооборота, более надежно обеспечит потребности группы российских войск в Закавказье. Открытие этого сообщения позволит принять практическое участие в проекте ТРАСЕКА с учетом российских интересов.
Восстановление прямого железнодорожного сообщения между Россией и государствами Закавказья вдоль Черноморского побережья переключит часть грузопотоков с паромных линий Поти (Грузия) - Ильчевск (Украина) и Батуми (Грузия) - Ильчевск (Украина), а также откроет для российских граждан возможность отдыхать на курортах Грузии. Единственной загвоздкой осуществления этого проекта остается, как обычно, отсутствие финансирования...
Кроме того, в настоящее время совместно с Казахстаном обсуждается вопрос о создании временной рабочей группы из представителей Китая, Казахстана, России и Белоруссии для выработки согласованной позиции по созданию Трансазиатской железнодорожной магистрали. Ее маршрут: Китай - Казахстан - Россия - Беларусь - Европа. Эта магистраль позволит связать Китай и государства Центральной Азии с Европой более коротким и в то же время экономически выгодным и надежным путем, нежели программа ТРАСЕКА.