ДЕНЬГИ В ЗАЧЕТКЕ

Не знаю, как насчет оперативников, проводивших скрытую видеозапись этой сценки, а на меня лично произвел впечатление не столько сам факт зафиксированного на пленку преступления, сколько тон диалога между действующими лицами. Понятно, что когда договариваются о размерах взятки, тут не до красот стиля. Но ведь должно же высшее образование накладывать какой-то отпечаток на речь человека. Нет, идет отборнейший мат, мелькают словечки типа "в натуре", "штука", "пузырь"... Так изъясняются урки на зоне, а не профессура...

"На фене" вел беседу преподаватель Омского технического университета со своим студентом. Последний по причине неуспеваемости не был допущен к сессии, и педагог вымогал у него "штуку" за помощь в организации доступа к экзаменам. Незадачливый студент пытался оговорить какие-то гарантии, но под напором эрудированного наставника стушевался, достал из кармана тысячу рублей и расплатился за услугу.
Вскоре на кафедру сопротивления материалов нагрянули оперативники и попросили преподавателя выложить на стол содержимое кошелька. Та самая "штука" была на месте, и после проведения соответствующих процедур вымогателя доставили в изолятор временного содержания. При обыске в его квартире сотрудники милиции обнаружили новые подтверждения вымогательства. Следствию удалось установить более десяти эпизодов получения взяток педагогом высшей школы.
Старая студенческая шутка: сдал сопромат - можно жениться. Предмет действительно трудный и по нынешним временам весьма "взяткоемкий". Тот преподаватель "ковал железо" без устали, однако и о мерах конспирации при этом не забывал. Требовал, например, чтобы "клиенты" не называли фамилий в телефонных переговорах, тщательно выбирал укромные места для передачи денег. Иной раз деликатная сделка совершалась в институтском туалете. Брал, по рассказам студентов, и натурой - соискатели положительных оценок доставляли ему на дом пиво, сигареты...
Явление, в общем-то, не новое в высшей школе. Новизна в другом: омские правоохранители взяточников начали ловить. Если за предыдущие 5-7 лет им удалось схватить за руку только одного мздоимца-преподавателя, то в последнее время разоблачения пошли косяком.
Во время прошлогодних вступительных экзаменов городской отдел по борьбе с экономическими преступлениями выявил случаи получения мзды членом приемной комиссии автодорожного института. Совсем недавно возбудили уголовное дело против преподавателя того же вуза. Причем у этого форма вымогательства была весьма оригинальной: он во время экзамена сообщал испытуемому, что, мол, было бы хорошо, если б тот приобрел для пользы факультета некую хорошую книгу, которая стоит, скажем, 100 рублей или 200. Но можно и просто деньги оставить - дескать, сами купим. Студенты, разумеется, не дураки, все понимали и с деньгами расставались охотно - для пользы своей зачетки.
Профессионалы из правоохранительных органов, давно занимающиеся этой проблемой, не скрывают: взятки берут во всех омских вузах (да и только ли в омских?). Явление разрослось просто до неприличных размеров. И тем не менее, по словам старшего помощника городского прокурора Натальи Поповой, за последние годы в органы не было подано ни одного заявления о преподавателях, требующих вознаграждение за оказание специфических услуг. Во всех случаях, когда милиции удавалось выходить на мздоимцев, она пользовалась собственными оперативными источниками.
Между прочим, дача взятки - тоже уголовное преступление, но студенты с легкостью идут на него, не опасаясь никаких последствий. Для них сегодня это просто издержки учебного процесса. Встретил на днях знакомого первокурсника одного из омских институтов. Сергей, спрашиваю, у вас преподаватели берут? Берут, отвечает. Захожу с другого бока: ну а самому-то приходилось взятки давать? Приходилось. 18-летний скромный парень, из хорошей интеллигентной семьи - когда успел научиться? Ведь всучить взятку, даже мелкую, психологически совсем не просто, и далеко не каждый бывалый человек умеет это делать "непринужденно". Прошу рассказать, как все происходит в деталях.
Как? Да элементарно. За целый семестр учебник по начертательной геометрии в руки не брал, на лекциях и семинарах ни разу не был. Но экзамен-то сдавать надо, иначе вылетишь из института, а родители этого не переживут. Знал, конечно, заранее, как другие студенты с тем преподавателем "договаривались". Пришел на экзамен и произнес заранее заготовленную речь: мол, я такой-то, вы меня не знаете, потому что на занятия в силу некоторых причин не ходил, но очень хочу иметь положительную оценку. Конечно, мне известно, что ваше время и дополнительное внимание стоят дорого, готов в меру скромных студенческих возможностей компенсировать...
И педагог обозначил вполне конкретную цену своего "дополнительного внимания". Зеленый первокурсник ухитрился даже поторговаться и уценил-таки стоимость преподавательского времени до более приемлемых размеров. Экзаменатор, суетливо приговаривая, что он сильно рискует, тут же сам исполнил нужные чертежи, заставил студента провести пару нетвердых линий, расписаться и вручил зачетку с оплаченным "трояком".
По словам специализирующихся на вузах оперативников, ситуация совершенно типичная. Потому и нет заявлений в правоохранительные органы - сделки подобного рода приносят сторонам взаимное удовлетворение. Некоторые преподаватели для самооправдания даже подвели под процесс теоретическую базу: дескать, бесплатно должны учиться только добросовестные и умные студенты, а ленивые и бестолковые пусть платят. И то, что платят они в карман педагога, тоже, мол, резонно, ибо государство содержит его в унизительной нищете.
Не будем говорить о моральном аспекте проблемы - здесь все очевидно. Но вот вопрос: за что платят студенты? По сути, за возможность оставаться неучами. Это не платное образование, а платное необразование. За деньги, причем очень небольшие, сегодня легко можно отбиться от занудного процесса постижения наук и через пять лет покинуть институтские стены с таким же примерно "запасом знаний", с каким в них вошел. Но с дипломом в руках. Увы, коммерциализация российской высшей школы, похоже, идет по самому худшему из всех возможных вариантов.
Разумеется, взятки берут далеко не все преподаватели омских вузов. Многие живут на одну зарплату. Как? Одному Богу известно. Но нельзя не заметить тенденцию: из институтов уходят наиболее квалифицированные специалисты, которым легче найти работу в более хлебных местах. Одновременно в высшей школе увеличивается удельный вес случайных людей, по определению не способных учить студентов - ни бесплатно, ни за деньги. Они-то как раз менее всего обременены нравственными принципами и вводят "платные услуги" за необучение без особого стеснения.
Тем более что опасности нет практически никакой. Аргументы адвокатов известны заранее: ничтожное жалованье педагога, мелкие суммы взяток, подзащитный не опасен для общества...
Насчет последнего - это как посмотреть. Именно обществу и предстоит расплачиваться за деградацию высшей школы. Когда скальпель попадет в руки хирурга-недоучки, когда наши дети придут в класс к невежде-учителю, когда по вине безграмотного инженера на производстве произойдет очередная авария...