ПРОСТИТ ЛИ ПЕКИН РАСКОЛЬНИКОВ?

Таким образом, подведена черта под полувековым правлением партии Гоминьдан, господствовавшей на

Таким образом, подведена черта под полувековым правлением партии Гоминьдан, господствовавшей на острове после бегства чанкайшистов с материка в 1949 году.
Впрочем, наблюдатели единодушно называют прошедшие выборы историческими не только и даже не столько потому, что впервые в пятитысячелетней истории Китая власть перешла к оппозиции мирным демократическим путем. Сложилась довольно необычная ситуация - китайские коммунисты не обрадованы, а, скорее, обеспокоены поражением своих извечных врагов - гоминьдановцев. Внимание мировой общественности приковано к Пекину в ожидании реакции властей КНР на самый неблагоприятный, с их точки зрения, исход голосования.
Дело в том, что победивший на выборах Чэнь Шуйбянь снискал известность как ярый поборник независимости Тайваня - программной цели ДПП, которую он представляет. Выходец из бедной крестьянской семьи с юга острова, 49-летний Чэнь - коренной тайванец, не связанный с материком родственными узами. Получив юридическое образование, он начал восхождение по ступенькам политической карьеры еще в 1979 году, когда выступил адвокатом на судебном процессе по делу организаторов антигоминьдановских выступлений. Впоследствии сам подвергался преследованиям и даже успел восемь месяцев отсидеть в тюрьме за сепаратистские настроения. С началом демократических процессов на острове был избран в Национальную ассамблею (парламент), где заседал с 1989 по 1994 год, после чего четыре года занимал пост мэра столичного Тайбэя.
Пекин никогда не скрывал своей неприязни к "раскольнику" из ДПП, а накануне выборов еще более усилил психологическое давление на тайваньских избирателей, открыто предостерегая их от поддержки "сил, выступающих за раскол родины". Большинство островитян не хотят войны с материком и выступают за сохранение "статус-кво". Учитывая это обстоятельство, в своих предвыборных речах Чэнь Шуйбянь не скупился на заверения в том, что стремится к миру и готов к конструктивному диалогу с властями КНР, а провозглашение Тайванем независимости возможно лишь в том случае, если материк прибегнет к силе в отношении острова.
Призыв к миру и стабильности по обе стороны Тайваньского пролива Чэнь Шуйбянь повторил и в победной речи сразу после своего избрания на пост президента. В качестве жеста доброй воли он пригласил лидеров материкового Китая посетить остров и сам выразил готовность встретиться с ними в любом месте и даже посетить КНР в период до 20 мая - дня своей инаугурации. Чэнь Шуйбянь заявил о том, что намерен всячески содействовать установлению прямых транспортных, торговых и почтовых связей между островом и материком, тогда как при власти Гоминьдана такие контакты были запрещены и осуществлялись окольным путем, большей частью через Гонконг. В то же время новоизбранный президент отверг выдвигаемую Пекином формулу мирного воссоединения "одна страна, две системы" как неприемлемую для тайваньцев, выступающих, по его словам, против "превращения острова во второй Гонконг или Макао".
Сдержанный характер первой реакции официального Пекина на избрание Чэнь Шуйбяня резко контрастировал с жесткими заявлениями накануне голосования. Спустя несколько часов после обнародования итогов выборов обе канцелярии по делам Тайваня - ЦК КПК и Госсовета - выступили с заявлением, в котором подтверждается неизменность принципиальной позиции КНР в отношении Тайваня как неотъемлемой части Китая и отмечается неприемлемость независимости острова в любой форме. При этом Пекин занял выжидательную позицию в отношении личности нового лидера Тайваня, выразив намерение следить за его словами и делами.
По мнению наблюдателей, в ближайшее время вряд ли следует ожидать драматического обострения ситуации в отношениях между материком и островом. Новоизбранному президенту Тайваня прежде всего предстоит разобраться с целым ворохом внутриполитических проблем, включая налаживание отношений с парламентом, где доминируют депутаты от партии Гоминьдан. Наверняка воздержится от поспешных резких шагов в отношении Тайваня и руководство КНР, в решимости которого любой ценой отстоять целостность Китая и не допустить независимости Тайваня не сомневается в мире, пожалуй, никто. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и "американский фактор" - нагнетание напряженности в зоне Тайваньского пролива не отвечает интересам США, связанных тесными деловыми узами как с островом, так и с материком.
В каком направлении пойдет развитие ситуации - по пути мирного диалога или военной конфронтации - покажет не столь отдаленное будущее...
Дмитрий Привалов,
соб. корр. "Труда".
Пекин.
P. S. Уже на второй день после выборов Чэнь Шуйбянь призвал материковый Китай к переговорам и даже допустил обсуждение в ходе них темы "единого Китая". Он также объявил о намерении создать "совет экспертов для урегулирования отношений с Пекином". Однако на этом "конструктивность" нового тайваньского президента по отношению к материку, похоже, пока закончилась. Он подчеркнул необходимость диалога с Пекином только "на равных", что для руководителей КНР, считающих остров не иначе как одной из китайских провинций, изначально неприемлемо. Одновременно новый лидер Тайваня заявил, что собирается в ближайшее время посетить Вашингтон и Токио для обсуждения "вопросов отношений с Китаем". Подобные зарубежные визиты тайваньских руководителей всегда вызывали раздражение Пекина и часто приводили к обострению напряженности, в том числе военной, в районе Тайваньского пролива: на материке не приемлют ничьего посредничества в решении проблемы Тайваня.
Противоречивость первых заявлений Чэнь Шуйбяня пока отрицательно сказывается на обстановке на острове. В первый после выборов рабочий день фактически парализованной оказалась тайваньская фондовая биржа, которая панически отреагировала на поражение представителя партии Гоминьдан. Биржевики полагают, что приход к власти на острове человека, слывущего своим стремлением добиваться независимости острова от материка, вызовет обострение отношений с Пекином, что, конечно же, не будет способствовать благоприятному экономическому климату. Показательно, что командование тайваньской армии продлило режим "повышенной готовности" войск, который был введен для обеспечения безопасности острова в период президентских выборов.
Смягчить возникшую напряженность по обоим берегам тайваньского пролива попыталась бывшая португальская колония Макао, недавно перешедшая под юрисдикцию КНР. Ее представители призвали Чэнь Шуйбяня отказаться от идеи независимости Тайваня, что явится предпосылкой к улучшению отношений между Пекином и Тайбэем.
Александр Пташкин.