ПОЛУЧИЛИ ЧТО ХОТЕЛИ?

Как живут сегодня украинцы, бе-лорусы, граждане других бывших республик СССР? Каковы в этих странах зарплата, цены на товары и услуги? Подобные вопросы содержатся во многих письмах читателей, которым, по словам москвича В. Уварова, "было бы очень интересно сравнить уровень жизни наш и наших соседей после того, как все разъехались по отдельным квартирам".

Задача, прямо скажем, не очень простая. Для глубокого анализа не хватает многих важных материалов, например, о численности граждан, отброшенных за черту бедности. И все же, используя имеющиеся достаточно серьезные разработки, предоставленные "Труду" Межгосударственным статистическим комитетом Содружества, попытаемся провести некоторые сравнения.
Пойдем по самому простому пути: проанализируем, сколько одних и тех же продуктовых наборов можно купить, скажем, в Москве, Минске, Киеве и других столицах на среднюю зарплату.
Условимся, что наш "базовый" продовольственный набор будет включать девять важнейших продуктов повседневного спроса: килограмм говядины, животного и растительного масла, сахара, пшеничного хлеба, картофеля, свежей капусты, литр молока и десяток яиц. Для расчетов используем цены, зафиксированные органами статистики в конце декабря прошлого года в столицах государств Содружества. А вот зарплату придется взять не "столичную" (этих данных, к сожалению, нет), а среднюю в декабре в каждой из стран. И вот какая картина получается: больше всего таких условных наборов можно было купить на среднюю зарплату в главном городе Казахстана - Астане, меньше всего - в Душанбе. Впрочем, любопытно, думается, взглянуть на всю таблицу:
Количество одинаковых продуктовых наборов, которые можно было купить в конце декабря 1999 года в столицах государств Содружества на среднемесячную зарплату в этих странах:
Астана 12,3 набора
Москва 9,5
Минск 8,6
Киев 6,7
Кишинев 6,3
Ереван 4,9
Баку 4,7
Бишкек 4
Ташкент 3,4
Душанбе 1,5
(По Туркмении и Грузии
сведений нет.)
Здесь есть одна существенная деталь, о которой невозможно умолчать. Дело в том, что средняя зарплата, которая использовалась в расчетах, была как бы теоретической величиной, то есть не фактически выплаченной, а лишь начисленной в бухгалтерских ведомостях. На самом же деле немалые суммы люди так и не получили. В Белоруссии, например, задолженность по зарплате на конец декабря прошлого года составила 3,1 триллиона белорусских рублей; в Таджикистане - 25,6 миллиарда таджикских рублей; в Молдавии - 552 миллиона лей; в России - 43,7 миллиарда наших рублей... Все это, конечно же, вносит серьезные искажения в общую картину. Но даже и при этом различия в покупательной способности средней зарплаты видны, как говорится, "невооруженным глазом". В одних странах можно приобрести 5-10 наборов, в других - 2 или 3...
Понятно, молодые государства начинали новую жизнь, имея во многом разные стартовые условия, промышленный потенциал, природные и финансовые ресурсы... И в СССР жизнь, скажем, в Средней Азии и в европейской части страны отличалась изрядно. Но надо сказать, что и реформы в странах СНГ проводились по-разному. Приведу лишь несколько примеров, характеризующих темпы приватизации в промышленности. В государственном секторе экономики Белоруссии трудится почти две трети всех работников, в России - чуть больше трети (36 процентов), в Казахстане - всего четверть (три четверти - в частном секторе).
После образования независимых государств почти все они прошли через кризисы, испытывали серьезные экономические потрясения. Наибольший спад валового внутреннего продукта (ВВП) отмечался в 92-м и 94-м годах. В 95-м падение замедлилось, а с середины 96-го в большинстве стран СНГ начался подъем. Августовский финансовый кризис, произошедший в России полтора года назад, гулким эхом отозвался и в ряде государств Содружества. Там тоже произошло снижение экономических показателей. Однако в прошлом году повсюду, кроме Молдавии и Украины, вновь начался умеренный рост ВВП. Насколько он устойчив - другой вопрос. Специалисты Межгосударственного статистического комитета считают, что позитивные тенденции все еще весьма шаткие, ибо кризисные явления не преодолены. Вот мнение экспертов: "В прошлом году во многих странах Содружества была высока доля убыточных предприятий, сохранялась просроченная задолженность по налогам и зарплате, обострилась ситуация с обслуживанием внешних долгов. Производство росло не за счет модернизации мощностей или ввода новых, а более интенсивного использования имеющихся". Словом, говорить, что главные трудности остались позади, рано.
Экономическая яма, из которой приходится выбираться большинству стран СНГ, оказалась глубокой. Падение, однако, было разным: кто-то опустился почти на самое дно, а кто-то удержался на середине "горного склона". Посмотрим, как производство валового внутреннего продукта на душу населения изменилось в прошедшем году по сравнению с 1991-м. Получается, что самые тяжелые удары обрушились на экономику Украины, Грузии, Таджикистана и Азербайджана. В этих странах ВВП на душу населения в прошлом году был вдвое ниже, чем в 91-м. А наименьшее падение было в Белоруссии, Узбекистане и Казахстане. В целом же таблица выглядит так:
Валовой внутренний продукт на душу населения в 1999 году в процентах к 1991-му (в постоянных ценах).
Азербайджан 48 процентов
Армения 69
Белоруссия 85
Грузия 47
Казахстан 77
Киргизия 63
Молдавия 56 (к 1993 г.)
Россия 63
Таджикистан 48 (к 1992 г.)
Узбекистан 82
Украина 47
(По Туркмении данных нет.)
Стоимость жизни в большинстве стран СНГ повышается из-за роста потребительских цен. Борьба с инфляцией идет трудно, с переменным успехом. Максимальными темпами она раскручивалась в прошлом году в Белоруссии. Там цены выросли, по сравнению с декабрем 1998-го, в 3,9 раза. А наилучшие показатели в этом плане у Азербайджана. Это единственное государство Содружества, где цены не повысились, а снизились за год на 8,5 процента. В Армении они остались практически на прежнем уровне. Сравнительно невысокие темпы инфляции в Казахстане - менее одного процента в месяц. В остальных странах СНГ цены выросли в 1,2 - 1,4 раза. Однако что стоит за этими общими макроэкономическими показателями? Какова стоимость конкретных продуктов питания в Баку, Минске, Киеве?
Не трудно увидеть, что ценовые "ножницы" расходятся порой значительно. Литр молока, например, может стоить (в пересчете на российские деньги) и 6, и 25 рублей, килограмм пшеничного хлеба - от 6 до 19, мяса - от 28 до 136 рублей... Рушится широко распространенный миф о том, что Москва является самым дорогим городом Содружества. В Минске, например, цены на многие продукты (кроме молочных) выше, чем в нашей столице. Зато в Астане большинство продовольственных товаров стоит намного дешевле. И при этом средняя зарплата в Казахстане (в долларовом эквиваленте) уже почти в полтора раза выше российской...
О размере "получек" в странах СНГ - отдельный разговор, ибо эта тема, судя по редакционной почте, вызывает наибольший интерес у читателей. В абсолютных цифрах самая большая средняя зарплата в прошлом году была в Белоруссии - почти 20 миллионов белорусских рублей в месяц. "Мы - страна миллионеров", - шутят белорусы. В американской валюте получается тоже "кое-что" - 72 доллара. Однако цифра эта во многом условная, потому что для пересчета использовался средний за год официальный курс белорусского рубля к доллару, далекий от рыночного. (Большую часть прошлого года банкноты США в обменных пунктах Минска и других городов вообще не продавались.) Если же использовать более реалистичный курс, то долларовый эквивалент белорусской зарплаты окажется намного ниже (по оценке экспертов, 25-30 долларов). Впрочем, подобная ситуация характерна и для некоторых других стран СНГ. Все это надо иметь в виду при анализе публикуемой ниже таблицы.
Среднемесячная зарплата в государствах Содружества в 1999 году (в пересчете на доллары по официальному курсу):
Азербайджан 43,3
доллара
Армения 37
Белоруссия 72
Грузия 31,2
Казахстан 90
Киргизия 26
Молдавия 28
Россия 64
Таджикистан 9
Узбекистан 59
Украина 43
Не менее важной характеристикой является размер минимальной зарплаты. В России, например, нижний допустимый порог - 83,49 рубля (или около трех долларов). Эта "смешная" сумма составляла всего 3,7 процента от номинальной среднероссийской зарплаты в декабре прошлого года. Это соотношение в Армении - 23 процента (что приближается к американским стандартам); в Белоруссии - 4; в Киргизии - 8; в Молдавии - 4,5; в Таджикистане - 7; в Узбекистане - 14; в Украине - 34. Киев здесь - явный лидер, оставивший далеко позади все другие страны СНГ. Действующий в Украине минимум зарплаты равен 74 гривнам, что в пересчете на американскую валюту (14,6 доллара) в 4,7 раза больше, чем в России.
Впрочем, немалая часть населения государств Содружества не имеет даже мизерной зарплаты, потому что прозябает без работы. После 1992 года резкое снижение уровня занятости происходило в основном за счет уменьшения числа работающих в государственном секторе и общественных организациях. К концу прошлого года общее число безработных в странах СНГ составило, по оценкам, 14 миллионов человек (каждый девятый из экономически активной части населения). Больше всего "лишних" людей в России - 9,1 миллиона граждан (12 процентов). В Украине - около 3 миллионов, в Белоруссии - всего 0, 4 миллиона, в Казахстане - около миллиона...
Подытоживая, можно сказать, что разрыв после распада СССР многих действовавших десятилетиями хозяйственных связей болезненно ударил по экономике новых независимых государств. И сегодня ситуация все еще остается непростой, хотя в большинстве стран позитивные тенденции начинают проявляться все отчетливее. Каждое государство в основном сделало свой выбор, определило свой путь развития. Будущее покажет, какой из них окажется более эффективным...