Итак, готовится особенный субботник: традиционное 22 апреля объявят нерабочей средой. Вместо переноски бревна и подметания улиц население выйдет голосовать за поправки к Конституции. На заключительной стадии парламент оставит полтора-два десятка самых существенных — политических и социальных. Если вспомнить формулу «Государство — это мы!», то закономерен вопрос: какую пользу принесут эти изменения для нас?
«Не пойму, что будет с моей пенсией в результате этих поправок, — пишет из Самары 68-летний Николай Аркадьевич Севриков. Имею большой стаж, включая горячий, продолжаю трудиться, поскольку здоровье позволяет. Но вот уже пятый год власть отказывает в индексации честно заработанной мною пенсии, и она быстро усыхает. Вот и нынче неработающим пенсионерам прибавили 6,6%, а нам снова — шиш с маслом. Нам говорили, что заморозка была вынужденной, из-за безденежья. Но уже три года сами власти говорят, что кризис позади, в казне полно денег. Почему же продолжают экономить на стариках?»
Николай Аркадьевич не просит — он спрашивает, а вправе и потребовать. Ибо речь идет не о милостыне, не о пособии, а о честно заработанной трудовой пенсии. За какие же провинности его так откровенно обнесло государство?
Известный экономист, доктор наук Игорь Николаев (компания «ФБК») подсчитал: за каждый год этой заморозки работающему пенсионеру в среднем недоплачивают 30 тысяч рублей. Но по более точным подсчетам Пенсионного фонда РФ (в личных кабинетах на сайте ПФР имеются данные по каждому ветерану), недоплата самарцу Севрикову значительно выше — только за текущий год она составит больше 50 тысяч. То есть за пятилетку его лишат как минимум 150 тысяч рублей. Причем фонд исправно начисляет баллы за трудовой стаж и пересчитывает пенсию, но только на бумаге. Формально начисленные надбавки людям не выплачивают. Хотя предприятия за этих работников продолжают платить налоги в Пенсионный фонд. Что это, как не грабеж на большой дороге?
И вот наконец на этой неделе сенатор Василий Иконников внес на рассмотрение Госдумы законопроект об отмене позорной заморозки. Обоснования простые: в экономии на стариках нет экономической необходимости, ибо бюджет профицитный, объем ликвидных активов в Фонде национального благосостояния — почти 7% ВВП, а цена вопроса — около 369 млрд рублей в 2020 году, с ростом до 525 млрд в 2022 году. Эти деньги в казне есть.
Однако правительство категорически против. Хотя двумя неделями раньше официальный представитель Кремля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков положительно оценил уже предложенную поправку к Конституции о закреплении в Основном законе страны нормы об индексации пенсий. «Закрепление в Основном законе уже не позволит делать такие правовые байпасы (от англ. bypass — «обход», «пропуск платежа»), с тем чтобы в тот или иной год эту индексацию отменить», — подчеркнул один из высших кремлевских чиновников.
Здесь так и хочется сказать: «Вы бы там, наверху, договорились между собой, что ли!» Хотя, быть может, эта разноголосица — всего лишь часть пропагандистской игры для привлечения внимания к принятию конституционных поправок? Ведь президент уже заявил, что закон о поправках должен вступить в силу только по результатам всероссийского голосования, «чтобы граждане сами стали его авторами». «Как люди скажут, так и будет», — подчеркнул глава государства и отметил, что, если россияне не поддержат поправки к Конституции, их не внесут.
А люди могут просто не прийти к урнам — если «без морковки».
Еще один многочисленный слой электората, чье участие в голосовании очень желательно, — это молодежь, студенты. Их наверняка вдохновит обещание приравнять размер стипендий к прожиточному минимуму. Нынешние ежемесячные 3-4 тысячи рублей выглядят как откровенное издевательство. По данным экспертов Высшей школы экономики, 65% студентов совмещают учебу и работу, а студенты-бюджетники работают почти поголовно. Что не может не отразиться на успеваемости и будущем профессионализме.
Споры разгораются и вокруг некоторых других социальных гарантий, которые могут быть закреплены в Конституции. Правда, большинство экспертов сходятся во мнении, что главные поправки, предлагаемые в Основной закон страны, лежат в области политики, а не социальной сферы. Но тем нужнее для власти привлечь народное внимание ко всему пакету конституционных предложений, чтобы россияне стали их соавторами, действенными участниками и победителями. Ибо, как говорил польский писатель Кароль Бунш, «победоносное войско редко бунтует...».