Реконструкция вокзалов – это навсегда

Проект модернизации железнодорожных вокзалов, объявленный еще в 2008 году, рискует стать очередным долгостроем РЖД

При этом на этот социально важный проект, судя по всему, денег РЖД жалеть не будут, а контроля за расходованием средств по нему практически нет.

Сейчас «дочка» РЖД – Дирекция железнодорожных вокзалов – занимается в первую очередь выселением со своей территории неорганизованной торговли и передачей проходящего через вокзалы огромного пассажиропотока в руки сетевых операторов.

А вот сами вокзалы, по сути, не изменившиеся с советских времен, похоже, так и останутся нетронутыми. Поработать есть над чем. Сейчас на балансе ДЖВ по всей России находится 348 вокзалов, говорится в проекте инвестбюджета РЖД на 2012–2014 годы, представленном правительству РФ в конце 2011 года. «Здания основной части вокзалов находятся в неудовлетворительном состоянии. Средний возраст железнодорожных вокзалов составляет более 50 лет».

Программа самой ДЖВ, утвержденная в апреле 2009 года, предполагает до 2015 года реконструировать все 340 вокзалов России, причем 81 вокзал (8 московских и 73 региональных) будет модернизирован до конца 2012 года за 18 млрд рублей, гласит документ. «Именно по состоянию и удобству вокзалов наши пассажиры судят о железной дороге, и наша задача – сделать так, чтобы все пассажиры на вокзалах имели доступ к самым современным услугам и чувствовали себя комфортно», – заметил глава компании Владимир Якунин весной 2010 года.

Начать обеспечивать пассажиров доступом к самым современным услугам и комфорту РЖД решили с Москвы, через которую проходит максимальный пассажиропоток. Начальник ДЖВ Сергей Абрамов сразу же пообещал: «К концу 2011 года все московские вокзалы будут реконструированы». Это смелое заявление датировано маем 2010 года. ДЖВ тогда планировала привлекать на вокзалы сторонних инвесторов, которым быстро окупаемые за счет гигантского пассажиропотока железнодорожные вокзалы должны быть интересны. Однако позже менеджмент РЖД заявил, что реконструкцию московских вокзалов, которая стоит в общей сложности 10 млрд рублей, РЖД возьмут на себя, причем эти деньги уже заложены в бюджет компании.

Были ли эти деньги в бюджете уже в 2011 году, а если были, то как они были потрачены, – в открытом доступе информации нет. Однако торжественных мероприятий, посвященных окончанию реконструкции всех восьми вокзалов, в конце 2011 года так и не состоялось. Но топ­менеджмент РЖД и ее «дочки» готовы тратить новые и новые средства бюджета гос­компании. РЖД снова строят планы реконструкции вокзалов, в том числе в Москве, в 2012–2014 годах, следует из их инвестпрограммы. Всего на реконструкцию вокзалов по России за три года планируется потратить 13,5 млрд рублей, причем РЖД, видимо, все же решили основательно взяться за дело, освоив 7,1 млрд из этих денег уже в 2012 году.

Особое внимание будет уделено, конечно же, московским вокзалам: «В рамках выделенных средств планируется осуществить мероприятия по реализации проекта комплексной реконструкции (реставрации и приспособления для современного использования) восьми вокзалов Московского транспортного узла. В результате модернизации на базе московских вокзалов будут созданы мультимодальные транспортно­пересадочные узлы, расширен спектр услуг оказываемых пассажирам и посетителям вокзалов, обеспечена доступность маломобильных групп населения, повышен уровень обеспечения комплексной безопасности населения на транспорте, повышена эффективность использования имущества железнодорожных вокзалов». На все это будет потрачено за три года 4,4 млрд рублей, говорится в инвестплане.

Если РЖД планировали реконструировать вокзалы сами, потратив на эти цели 10 млрд рублей, то остается непонятным, почему сейчас сумма снизилась до 4,4 млрд. О привлечении сторонних инвесторов РЖД сейчас не говорят. Остальные деньги будут потрачены на другие вокзалы в России, в том числе для того, чтобы принимать поезда высокоскоростного сообщения («Сапсаны» до Санкт­Петербурга и Нижнего Новгорода), а также подготовиться к чемпионату мира по футболу в 2018 году. «В целом выделяемые в 2012–2014 годах средства позволят реконструировать 67 вокзальных комплексов».

Время у РЖД еще есть. «Цель дирекции – привести все вокзальные комплексы к 2015 году в соответствие с мировыми стандартами. Вокзалы будут реконструированы с учетом социальных потребностей граждан, в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями», – говорил в 2010 году Абрамов. Пять лет на постройку пандусов для инвалидов – вполне достаточно.

Единственный удачный опыт реконструкции вокзала, о котором пока может отчитаться РЖД, – пилотный проект реконструкции Курского вокзала в Москве. Пока РЖД рассказывали общественности о заманчивых перспективах участия сторонних инвесторов в вокзальном бизнесе, компания Сергея Полонского Mirax Group быстро договорилась с РЖД о том, что она станет техническим заказчиком разработки конкурсной документации по реконструкции вокзала, и, выиграв конкурс, занялась его модернизацией. Проект оказался вовсе не таким дорогим, как казалось. Вокзал был открыт в сентябре 2008 года в присутствии бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова.

Инвестиции в модернизацию составили более 700 млн рублей, сообщили РЖД после открытия. Mirax, которую больше всего интересовала застройка привокзальных площадей, так и не успела получить право их освоения – управление модернизированным Курским вокзалом после банкротства компании Полонского взяли на себя сами РЖД. Но менеджменту РЖД этого показалось мало. Теперь Абрамов заявляет, что вокзал надо бы перенести юго­западнее и развернуть его фасадом в сторону набережной реки Яузы.

Впрочем, опасаться здесь пока нечего: если РЖД будут такими же темпами реконструировать вокзалы, параллельно выделяя все новые и новые деньги из собственного бюджета, то к началу реализации этого титанического проекта штукатурка на стенах модернизированного Полонским в 2008 году вокзала успеет облупиться, и сносить старое здание будет уже не жалко.

На примере реконструкции железнодорожных вокзалов проявляется стиль работы топ­менеджмента монополии. Сначала руководство компании громко заявляет о грандиозных планах, подбивает бюджет, получает финансирование, а когда приходит время подвести итоги проделанной работы, как­то благополучно забываются прежние обещания. А восторженных речей на торжественных мероприятиях и вовсе не слышно.

РЖД строят планы реконструкции вокзалов, в том числе в Москве, в 2012–2014 годах.