"ФИЗКУЛЬТУРЫ НЕ БУДЕТ". УРА?

За год учебы в наших школах здоровье детей ухудшается в 5-6 раз. Министр образования РФ Владимир Филиппов мечтает, чтобы с введением "двенадцатилетки" (если это случится) уроки физкультуры были бы каждый день. Но пока этот предмет у нас "непрофилирующий".

Утром опаздываем в школу. "А, не страшно, - легкомысленно заявляет дочка-пятиклассница, - первый урок - физра". То есть физкультура. Если бы русский или математика, слез было бы не избежать.
На родительском собрании всякий раз заходит разговор о школьных перегрузках. Почти каждый день - шесть уроков. "Ну что же делать..." - смиренно соглашается классный руководитель. И тут поднимается мама: "Может, физкультуру отменить? У нас половина детей и так освобождена от занятий". Приплыли.
Медицинское обследование показывает: наши дети ежедневно работают по 9-10 часов, а гуляют в среднем - 29 минут. Зато перед экраном телевизора, по данным ВЦИОМ, проводят по 3,5 часа. Вот вам и гиподинамия. А у школьников, которые мало двигаются, снижается иммунитет, они чаще простывают, быстрее утомляются.
Сегодня многие ребята не умеют ходить на лыжах, кататься на коньках. В редком дворе найдешь действующие спортивные площадки с баскетбольными и футбольными полями. Катки исчезли. Остались турники, которые жители используют для выбивания ковров.
Научный центр здоровья детей РАМН когда-то обследовал московских школьников - учащихся массовых школ, гимназий, лицеев. Вывод неутешителен: у 23 процентов юных москвичей обнаружены заболевания дыхательных путей, у 22 -нервной системы, у 30 - желудочно-кишечные. А близоруких школьников в столице за 10 последних лет прибавилось на 30 процентов. С памятью - тоже проблемы: в возрасте с 12 до 14 лет количество детей, не способных понять и запомнить услышанное, увеличивается вдвое. В результате профилактических осмотров только 5,3 процента старшеклассников города признаны здоровыми. Как итог - буквально чуть ли не все москвичи призывного возраста к службе в армии не годны.
Григорий Иванович Погадаев, автор многих методических пособий по физкультуре, сам учитель одинцовской средней школы, рассказывал о сызранском футболисте Вячеславе Логунове, который, став директором школы, всех заразил здоровым образом жизни. Одна половина школы выходила на занятия на третьем уроке, другая - на четвертом. Для стимула учителям, если пришли в спортивной форме, выдавалось по рублю. Если они участвовали вместе с детьми в игре - по два рубля. Ну а если являлись вечером в спортзал, то по пять. Сколько уж они на этом заработали - не так важно. Главное - не только дети, но и учителя перестали болеть.
Физкультура, конечно, не панацея, больного не излечит. Но укрепит иммунитет тех, кто "хроникой" пока не обзавелся. Почему же столько "освобожденных" от занятий? Почему давно нет уроков на свежем воздухе?
- Лыжи никто не отменял, просто в большинстве московских школ их нет. А требовать, чтобы покупали родители, мы не имеем права, - говорит директор Центра физического воспитания Московского комитета образования Юрий Пузырь. - Кроме того, в центре города на лыжах негде ходить. Что касается "освобожденных", то их и быть не должно. Проблема не в том, что дети больны. Порой родители во что бы то ни стало стремятся обзавестись справкой об освобождении ребенка от уроков по состоянию здоровья. Ему же во вред. Ведь есть лечебная физкультура...
И еще. Я убежден, что двух обязательных уроков, которые были введены еще в 18-м году Совнаркомом, мало. Хотя бы три!
Ученые тоже говорят: два урока физкультуры компенсируют всего 11 процентов двигательной активности. Для нормального развития требуется 6-16 часов в неделю. Потому что именно недостаток движений - одна из главных причин нарушения здоровья.
Дочке звонит подружка: "Знаешь, сколько человек у нас сегодня пришли на физру? Ни за что не догадаешься. Я одна!" Кстати, в ее школе на Юго-Западе проводятся лыжные уроки. Правда, за прокат школьных лыж дети платят по 25 рублей.