В театральных джунглях города на Неве нелегко найти театр «Карамболь»
В причудливом петербургском театральном пейзаже, где под видом детского утренника можно напороться на что угодно, зрители семьями и без опаски шествуют в театр «Карамболь». Если дома вдруг назрела проблема, если между старшим и младшим поколением пролегла трещина и вы не знаете, как найти подход к собственному ребенку, посмотрите на афишу «Карамболя». Не сомневайтесь: после похода на мюзикл «Иосиф и его удивительный плащ снов», или на «Мэри Поппинс, до свидания!», или на «Человека-амфибию» настроение в семье изменится. Проверено на себе! Вот только найти этот театр-скиталец в театральных джунглях города на Неве ох как нелегко...
Зрительский успех сопутствует «Карамболю» все время его существования (а это более четверти века). Главный жанр тут — мюзикл, это всегда легко, ярко, зажигательно. Молодые играют молодых, никаких сорокалетних снегурочек, каждый спектакль напитан воздухом сегодняшнего дня. Как это удается создателю и руководителю коллектива Ирине Брондз — композитору, заслуженному деятелю искусств России, лауреату национальной театральной премии «Золотая маска»?
Когда в начале 1990-х Ирина Брондз писала мюзикл «Белоснежка и семь гномов», то подумала: хорошо бы, чтобы в нем играли дети. Набрали детскую студию. И уже в первом спектакле дети с воодушевлением изобразили природу, погоду, птичек, растения, что придало действу огромный шарм. С тех пор маленькие актеры — неотъемлемая часть «Карамболя». И давно уже берутся за главные роли. В «Гадком утенке» семилетний мальчик ведет действие. А когда он впервые вышел на сцену, ему еще пяти не было. В новогодних елках цыплят с упоением играют пяти-шестилетние. А ребята из первого набора уже окончили театральную академию, работают в коллективах Москвы и Петербурга.
«Мы не ставим чернуху, ее и так много вокруг. Даже в самых драматических сюжетах стараемся увидеть свет и надежду», — говорит Ирина Брондз.
Первая в России сценическая постановка «Шербурских зонтиков» состоялась именно в «Карамболе», она принесла театру за один сезон 18 престижных премий. Мишель Легран был на премьере, прослезился и сказал, что это лучшее из всех воплощений его оперы. А кто может быть взыскательнее к исполнению, чем сам композитор? Максим Дунаевский, Александр Зацепин, Алексей Рыбников с удовольствием сотрудничают с «Карамболем». Сэр Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс в момент премьеры спектакля «Иосиф и его удивительный плащ снов» были заняты, но приехал их представитель и признал: это замечательная постановка, о чем сказал, выйдя на сцену. Артисты из театров Питера, Москвы и других городов приезжают посмотреть, как слаженно работают в «Иосифе» 15 детей — вокалистов и танцовщиков.
У Ирины есть ключик к детским душам. Не удается решить лишь одну, но очень больную проблему — отремонтировать здание на Рижском проспекте, которое было передано театру 10 лет назад. Тогда у коллектива появился наконец свой репетиционный зал. Впрочем, радость эта условная: дом — памятник архитектуры федерального значения, там даже окна на зиму не заклеишь без специального разрешения, но как работать в зале, где холодно, как на улице? В высоких кабинетах театру сочувствуют, но слова ремонта не заменят.
«Зрители все время ищут нас по разным площадкам — то мы в ДК Ленсовета, то в Концертном зале у Финляндского вокзала, то в ДК имени Горького, — сетует Ирина Брондз. — Это не только крайне неудобно для театра, но и совершенно нерационально с точки зрения расходования государственных денег. Все силы уходят на оргвопросы, а творческие задумки остаются на потом. Но жизнь ведь не бесконечна. У нас первое поколение студийцев приходит на спектакли со своими детьми, а наш воз и ныне там».
Ну как тут не вспомнить скандальное строительство «Зенит Арены»! Уже после объявленного окончания кошмарной «стройки века» правительство города вложило туда еще почти 3 млрд. Этой добавки хватило бы на реконструкцию трех «Карамболей»...