- Вы недавно выступали в Москве и Питере и вот приехали опять. Заметили разницу в поведении нашей публики по сравнению с первыми встречами с ней еще в советские времена?
- Публика стала гораздо раскованнее. Грандиозная разница в поведении зрителей - они открыты, намного эмоциональнее. Мне кажется, дело в том, что во времена вашей "перестройки" на концертах иностранных звезд всегда присутствовало много милиции. Сейчас ощущения артиста от концерта в Москве в принципе те же самые, что и от выступлений в других городах мира.
- Над чем сейчас трудитесь?
- Думаю выступить на очередном фестивале Сан-Ремо. Гостями там будут, например, Пол Маккартни, Тина Тернер. Пишу песни, готовлю к выпуску новый альбом...
- Какую музыку предпочитаете слушать?
- У меня нет конкретных предпочтений. Все зависит от настроения: иногда нравятся рок-композиции, а иной раз предпочту тишину... Было бы неправильно с моей стороны критиковать тех, кому сейчас 20, увлекающихся, к примеру, рэпом. Музыка - это рай, это свобода и любовь, а у каждого свой образ рая. Именно у музыки я научился жизни.
- А чем занимаетесь в свободное время?
- Люблю вместе с сыном поиграть на музыкальных инструментах. Пишу музыку, слушаю ее и вообще радуюсь жизни. Еще занимаюсь спортом: играю в футбол и ежедневно бегаю. Важно держать себя в форме.
- Кем хочет стать ваш сын?
- Это он решит сам. Дома у нас есть электрогитара, пианино... Иногда сын играет на ударных, я подыгрываю на гитаре, потом мы меняемся инструментами. Не то чтобы он уж прямо блестяще играет, но нам нравится музицировать вместе. Он же еще подросток - 12 лет.
- Вы однолюб?
- Хотел бы им быть (улыбается). В молодости был очень неверным. Взрослея, изменился. Стал понимать, что нельзя все обрубать резко, даже бросить курить нельзя сразу. И дверь нужно всегда держать открытой. Неизвестно, кто постучится в нее в следующую минуту - например, красивая женщина или талантливый импресарио. Конечно, это метафора. Но ощущение ожидания добавляет адреналина. Нет, я совсем не однолюб. И не верю в абсолютную верность. Каждый из нас в особенный момент, в какой-то части мира, в какую-то ночь может изменить своей женщине - своему мужчине.
- Правильно ли, на ваш взгляд, если женщина признается в любви мужчине первой?
- А почему бы нет? В Италии многое изменилось. 50 лет назад женщина была заперта дома. Сейчас итальянские дамы работают и свободны. У них есть деньги, женщины верны или неверны, как и мужчины.
- Что в первую очередь привлекает в даме - внешность, голос?
- Я эстет. И меня притягивает красота.
- Многие помнят вашу знаменитую "Меланхолию"... А вы подвержены тоске? И как выходите из состояния уныния?
- Не надо выходить из грусти! Мой дом в Тоскане. Там мне бывает грустно, и я пишу песни... Представь, что твой друг должен сейчас уехать, и, может быть, ты его больше не увидишь, не услышишь... Ты не знаешь - плакать или пытаться шутить, не знаешь, что сказать, хотя есть тысяча слов... . Это тоже грусть. (Рикардо берет в руки гитару и напевает мне слова из "Меланхолии"). Грусть - она всегда приходит. Скажем, после большого концерта. Гитара, одежда, ботинки, фотография моего сына, этот прекрасный номер в отеле. И мне грустно...
- Если бы у вас был шанс вернуться в детство и заново начать жизнь, кем бы вы стали?
- Музыка - это вся моя жизнь, это больше, чем работа, это самая сокровенная мечта, которая осуществилась. Мама научила меня любить ее. Она часами занималась шитьем, чтоб заработать хоть немного денег, и это было спасением для нашей семьи. Когда радио было включено, я обычно садился рядом с мамой и слушал. И пел все, что исполняли. Мама стала моим первым учителем музыки, она открыла во мне талант, спрятанный глубоко в душе. Я был очень застенчив, но мама поддерживала меня. Когда исполнилось 14, отец решил, что мне уже пора работать. Так я бросил учебу. Я был всего лишь ребенком и сейчас сожалею, что упустил лучшие годы, посвятив их работе, вместо того чтобы учиться, играть и мечтать. Однажды мне сказали: "Рикардо, если ты хочешь стать певцом, ты должен научиться петь". И каждый вечер, проработав восемь часов, я брал велосипед и ехал к моему учителю 10 километров...
- Вопрос "в сторону", облегченный. Какую кухню вы предпочитаете?
- Все как обычно: мясо, картошка, зелень, яблоки и немного пива. Для того чтобы быть в форме, я отделяю углеводы от белков. Придерживаюсь так называемого раздельного питания. Один из моих самых простых и фирменных рецептов - это спагетти с помидорами. Берем маленькие томаты, режем их пополам, отжимаем в мисочке, добавляем туда немного оливкового масла, чуть-чуть белого вина. Все это одну минутку держим на огне. Потом минут девять варим макароны. Перекладываем смесь в спагетти, все перемешиваем. Если получается суховато, то я беру немного той воды, где варились макароны, добавляю. Потом режу немного цуккини (зеленые кабачки), спаржи, свежей зелени. Все это тщательно перемешиваю - и готово.
- Какие привычки имеете?
- О, их у меня много: и хороших, и плохих. Например, в моей комнате или в номере отеля - беспорядочный порядок или порядочный беспорядок. Мне обязательно все нужно переложить и разложить по своим местам. Одежду - сюда, гитару - туда. Даже если буду находиться в гостинице шесть часов, мне нужно открыть все шкафы и дверцы. А вообще... Могу курить - могу не курить, могу пить - могу не пить.
- Довольны собой?
- В основном да, но мне некогда заниматься самолюбованием.