Таков он и в своей родной стихии - живописи. Рисует Павел Бунин много, взахлеб и - сколько себя помнит. Еще десятилетним мальчиком он принял участие в знаменитой Пушкинской выставке в Историческом музее, состоявшейся в далеком 1937 году. С тех пор он выставлялся в Москве и Вене, Берлине и Париже, Базеле и Царском Селе... Бунин иллюстрировал Вергилия и Данте, Гомера и Шекспира, Гоголя и Лермонтова, Вольтера и Гюго, Андерсена и Франса, Киплинга и Костера, Омара Хайяма и Марка Твена - всех не перечесть. В его творческом багаже - более 6 тысяч (!) рисунков к классическим произведениям мировой литературы, из них около тысячи посвящено Пушкину - первой и главной любви художника.
Еще одна его неизбывная любовь - История. С юных лет Бунин "запойно читал" (по словам его старшего друга Корнея Чуковского) не только высокую художественную литературу, но и капитальные труды В. Ключевского, Т. Моммзена, А. Сореля, Е. Тарле, А. Тойнби, Н. Карамзина и других прославленных историков. Благодаря этому неустанному самообразованию Бунин так же легко ориентируется в разных странах и эпохах, как, к примеру, в своей московской мастерской. Набережную Темзы или Сены позапрошлого века, костюм Робеспьера или платье Екатерины Великой он может набросать по памяти, даже не заглядывая в исторические атласы.
При этом Бунин не является унылым копиистом исторической реальности. Он всегда рисует предельно лаконично, обобщенно, схватывая суть, ядро явления, а не второстепенные детали и подробности. "Все эти санкюлоты и фламандские гезы, пугачевцы и декабристы, - писал поэт Павел Антокольский, принявший деятельное участие в судьбе молодого художника, - угаданы в неповторимых ракурсах и позах, в настроении, движении, многолюдстве. Они схвачены в тот момент, когда людям требуется крайнее напряжение сил, физических и духовных, в момент переломный и для чьей-то личной судьбы, и для истории".
Именно так - "Переломные эпохи истории" - назван вышедший недавно капитальный труд Павла Бунина, вобравший в себя сотни рисунков, которые он делал на протяжении всей своей жизни. На сей раз героями художника стали не литературные персонажи, а принц Оранский, Мартин Лютер, Оливер Кромвель, Тадеуш Костюшко, Петр I, Мазепа, Пугачев, Наполеон, Кутузов, граф Витте и десятки других прославленных деятелей, так или иначе повлиявших на ход истории. Бунин смело проникает в бурные, противоречивые, чаще всего кровоточащие эпохи, вдохновенно рисуя осаду Лейдена и битву при Вустере, убийство Марата и восстание на броненосце "Потемкин", казнь жирондистов и кутежи Пугачева, Бородинское сражение и Корниловский мятеж... Вкупе с обильными комментариями историков, тщательно подобранными цитатами очевидцев тех событий, которыми оснащена книга (здесь надо отдать должное автору идеи проекта Альберту Бельскому), графические листы Павла Бунина дают яркую картину последних пяти веков европейской истории, во всяком случае ее переломных, революционных вех.
Особое место в альбоме уделено богатой на потрясения русской истории: крестьянскому восстанию Пугачева, мятежу декабристов, преобразованиям Петра, наконец, трем русским революциям начала ХХ века. На этом сюжет альбома заканчивается. Между тем Россия в 1985, а затем в 1991 году вступила в новую революционную эпоху. Бурные события последних 20 лет еще ждут своих проницательных художников и летописцев. Не исключено, что в их числе окажется и художник Павел Бунин, столь чуткий к подлинно судьбоносным моментам истории. Во всяком случае при переиздании альбома (а он того, безусловно, заслуживает) глава о кардинальном геополитическом сломе на рубеже ХХ и ХХI веков могла бы стать логическим завершением сюжета этой талантливо задуманной и открытой для продолжения книги...