ВЗЯТОЧНИК БОИТСЯ КОНФИСКАЦИИ

На "большой" пресс-конференции Владимир Путин уделил особое внимание острейшей проблеме борьбы с коррупцией. Комиссия Госдумы по противодействию этому злу уже в начале года рассмотрит целый пакет конкретных мер. В их числе - решение вопроса о так называемой "имплементации", то есть приведении российского законодательства в соответствие с международными, европейскими нормами. О некоторых гранях этой давно "перезревшей" ситуации говорит в интервью корреспонденту "Труда" председатель Комиссии ГД по противодействию коррупции, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности Михаил ГРИШАНКОВ.

- Уровень коррупции у нас в стране очень высок, - напоминает Михаил Гришанков, - особенно в правоохранительных органах, что особенно опасно. Согласитесь, когда бизнесмены в борьбе за сферы влияния привлекают правоохранительные структуры для своих разборок, то о защите прав рядового гражданина говорить уже не приходится. В нашу комиссию поступило более 140 обращений, заявлений и жалоб - и уже одно это говорит о том, что общество ждет от нас решительных мер по исправлению ситуации.
И хотя у нас в законодательстве предусматриваются наказания за взятки, за халатное отношение к своим обязанностям, имеется еще ряд статей в Уголовном кодексе, - существенные пробелы в нем не позволяют вести борьбу с коррупцией действительно эффективно.
В нашей стране неоправданно долго - в течение пяти лет! - не реализуется потенциал важнейших в этом плане европейских конвенций, хотя к одной из них - Конвенции Совета Европы "Об уголовной ответственности за коррупцию" 1999 года - Россия уже присоединилась, а к другой - "О гражданско-правовой ответственности за коррупцию" того же 1999 года - пока нет, что необходимо оперативно исправлять. Существенную роль во всей системе антикоррупционной борьбы, которая начинает складываться в нашей стране вместе с новой политической системой, может сыграть Конвенция ООН против коррупции, которая принята и подписана Россией в 2003 году.
Вот почему наша комиссия была инициатором проведения парламентских слушаний по этому блоку вопросов, в которых приняли участие ведущие эксперты. Мы последовательно будем возвращаться к этой проблематике и в новом, 2005 году.
Мы выступаем за внесение существенных изменений в Уголовный кодекс и ряд других законов, которые совсем недавно были подвергнуты неоправданной либерализации. Речь идет в особенности о возвращении в наше законодательство и правоприменительную практику института конфискации имущества, на котором основана антикоррупционная стратегия многих стран мира. Нам тоже нужна своя национальная стратегия, целостная система борьбы с коррупцией, потому что отдельными набегами тут ничего не изменить. И, разумеется, коррупция в государственных сферах должна быть поставлена под парламентский контроль.
- А почему для эффективной борьбы с коррупцией России требуется непременно ратифицировать международно-правовые акты? Разве своих рычагов недостаточно? И потом - коррупция конвенциями не лечится...
- Разумеется, у каждой страны есть свои законы, и она сама вправе решать, в какой степени ей нужен чужой опыт. Но в ряде случаев мобилизующее влияние может оказать международное общественное мнение. У нас в свое время не спешили принимать Закон о противодействии отмыванию незаконно нажитых средств (прежде всего сопротивление шло от чиновников), но как только Россию внесли в черный список стран, используемых для отмывания денег, все резко изменилось. Первым забеспокоился наш бизнес, поскольку именно он ощутил на себе ограничения международного сообщества. А сегодня и наша финансовая разведка, и экономический мониторинг свидетельствуют о том, что в этой сфере дело сдвинулось с мертвой точки.
- Но пока население скептически воспринимает борьбу с коррупцией - как очередную кампанию, показуху...
- В стране заведены дела на крупных чиновников, но коррупция настолько масштабна, а уровень безнаказанности и безответственности настолько высок, что если посадить одного губернатора или его заместителя, это в принципе картину не изменит.
Общая картина гнетущая. По данным МВД РФ, в 2003 году было выявлено 612 фактов получения взяток. Однако к лицам, осужденным по этой статье, судами применяется в основном такая мера наказания, как условное осуждение.
Безнаказанность и безответственность - вот главные двигатели коррупции. Поясню на примере: есть, скажем, коррупционер, вина которого доказана в России, но все его средства находятся за рубежом. Как вернуть эти средства, эти ценности, если нет механизма их возвращения? А вот страны, подписавшие соответствующие конвенции, обязаны возвращать эти ценности и активы в страну, которая их запрашивает.
- А вы уверены, что России действительно будут возвращать ее ценности, уворованное? Пока просвещенная Европа что-то не торопится выполнять даже свою конвенцию о выдаче, предоставляя политическое убежище нашим беглым олигархам, как и чеченским экстремистам.
- Давайте все-таки различать: Березовский, Ахмадов и Закаев - это одна тема (хотя добиваться их выдачи необходимо), а возвращение активов и средств коррупционеров - несколько иная. В одном я с вами согласен: в любом случае двойные стандарты препятствуют эффективному международному сотрудничеству. Хотел бы напомнить историю с арестом Козленка - помните этот детектив? - в результате "деятельности" которого из России были вывезены алмазы на сумму почти 200 миллионов долларов! Россия долго добивалась возвращения этих активов, в вывозе которых принимали участие наши высокопоставленные чиновники. Это вопрос нашего суверенитета, нашей финансовой и экономической безопасности, это вопрос доверия к власти, без которого не может быть стабильности в обществе...
- В новейшей истории России коррупция, наркоторговля, терроризм слились в одно целое. Каким образом наказание за эту преступную "интеграцию" будет отражено в российской законодательной и правоприменительной практике?
- Та первичная информация о расследовании терактов на территории нашей страны, которой мы располагаем, в том числе и информация о трагедии в Беслане, свидетельствует об одном: многих трагических событий не случилось бы, если бы правоохранительные органы не были заражены коррупцией и честно выполняли свой долг!
Вот почему мы так настойчиво предлагаем вернуть и в правоприменительную практику институт конфискации имущества, идет ли речь о коррупционерах, террористах или наркоторговцах.