Конечно, подчеркивает главный коммунальщик страны, не обходится и без скандалов. В Корякский автономный округ, например, не завезли топливо. 57 миллионов рублей, выделенных на его закупку, растворились в карманах мошенников. С наступлением первых же холодов в округе замерзло несколько поселков. Теперь "горючку" туда доставляют вертолетами, и тепло по этой причине ценится на вес золота. В некоторых районах Сахалинской области обнаружили любопытную аномалию: сколько ни клепают дырявые теплосети, с началом отопительного сезона они обязательно рвутся. Вот и в этом году не выдержали, потекли. Вовремя не завершили ремонт котельных в городе Хилок и других населенных пунктах Читинской области. В Камчатской и Владимирской областях дали тепло в жилые кварталы, но теплотрассы не выдержали давления воды и кипяток забил фонтанами. Около десятка регионов, начиная с печально прославившейся неплатежами Ульяновской области, споткнулись на "отопительном старте" из-за долгов энергетикам. Но в целом, считает Владимир Аверченко, "страна обогрета".
С этим выводом можно было бы согласиться, если б российскую "коммуналку" не сотрясали крупные аварии на объектах теплоснабжения. Не успело стихнуть эхо взрыва на газовой котельной в Екатеринбурге, как воспламенился электрощит в котельной поселка Сеймчан Магаданской области. Прижали 50-градусные морозы - сразу вышли из строя котельные в поселках Оленек и Тикси Республики Саха (Якутия). Следом лопнула теплотрасса в городе Талнах на полуострове Таймыр - около 12 тысяч человек, а также рудники "Комсомольский" и "Скалистый" остались без тепла в самые жестокие морозы. Так и зимуем - от аварии до аварии. Почему российская "коммуналка" постоянно работает на грани катастрофы?
Можно свалить все беды на ветхость коммунальных сетей. Их износ составляет более 60 процентов. На пределе прочности работают котельные и водонапорные башни. Проверяющие из Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству обнаружили в Амурской области 1150 паровозных (вместо настоящих) котлов, которые используют топливо лишь на 20 процентов. Остальные 80 идут на подогрев небес. Но российская "коммуналка", настойчиво утверждает Владимир Аверченко, является мощнейшей финансовой структурой с ежегодным оборотом капитала 30 миллиардов долларов. Так что же мешает им при таких средствах обновлять трубы и котлы? Что мешает работать с прибылью?
- В стране неправильно работает система управления жилищно-коммунальным хозяйством, - считает Владимир Аверченко. - Сейчас граждане платят за услуги организациям ЖКХ в среднем 82,5 процента от полной стоимости. Часть средств (субсидии малоимущим) им должны доплачивать муниципалитеты. Но они сегодня задолжали коммунальщикам десятки миллиардов рублей. В результате "коммуналка" из нормальной коммерческой структуры, продающей товар и услуги, превращается в огромный собес. Как изменить ситуацию? Надо, чтобы граждане платили 100 процентов за услуги ЖКХ, а муниципалитеты напрямую доплачивали малоимущим россиянам. Не получил бедный человек компенсацию за коммунальные услуги - подавай в суд на чиновников муниципалитета. Оставили его без тепла и света - тащи в суд руководителей жэка или РЭУ. Вот тогда бы реформа в ЖКХ сдвинулась с места!
Но пока в отечественной "коммуналке" все лопается, взрывается, испаряется в атмосферу. Даже предпринятая РАО "Российские коммунальные системы" попытка внедрить в систему ЖКХ новенький экономический механизм не удалась. Не прошло и года, как энергетики начали плакаться на то, что реформу тормозят упрямые губернаторы, которые не хотят заключать с ними долгосрочные контракты.
Однако валить всю вину на регионы за развал "коммуналки" тоже грешно - только в 2005 году они намерены вложить в нее 340 миллиардов рублей. Что же делать? Говоря о проблемах ЖКХ, российский президент подчеркнул, что "не созданы дополнительные условия для развития этой сферы. Это как раз та область, в которую сколько ни давай, все равно мало. Нужно менять сам механизм".