ВЛАДИМИР ДАШКЕВИЧ: НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ ТОЛЬКО СЛОВАМИ НЕ ВЫРАЗИТЬ

Ученик Николая Каретникова и Арама Хачатуряна, он занялся музыкой поздно - лишь в 19 лет. Сразу же после окончания Гнесинского института начал работать в кино, где за 40 лет сочинил музыку к более чем полутора сотням фильмов, среди которых "Бумбараш", "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", "Зимняя вишня", "Слуга", "Собачье сердце", "Армавир", "Вор", "Ворошиловский стрелок", "Азазель", "Остановка по требованию", "Идеальная пара"... В театре он работал с Любимовым, Эфросом, Товстоноговым, Ефремовым, Волчек, Фокиным... Симфоническая музыка и инструментальные произведения Дашкевича входят в репертуар известнейших музыкантов.

- Владимир Сергеевич, слышал, что своим появлением на свет вы обязаны чуть ли не самому Льву Толстому?
- Мой дед, Леонид Вячеславович Дашкевич, был предводителем дворянства Тамбовской губернии и занимался важным тогда для России аграрным вопросом. Дед считал столыпинские реформы ошибочными, поскольку они разрушали крестьянскую общину, в которой, по его мнению, заключалась сама суть России. В этом вопросе его поддерживал Лев Николаевич Толстой. И когда однажды Столыпин - человек, как известно, очень жесткий - не разрешил Леониду Дашкевичу вернуться в Россию из заграничной командировки, именно Толстой в течение нескольких лет добивался отмены этого запрета. Если бы не упорство Льва Николаевича, то семья деда наверняка осталась бы в Париже. Жизнь семерых моих дядей и тетей, может быть, сложилась бы удачней, но мой отец не встретил бы мою маму, и меня бы не было. В этом смысле можно считать, что своим появлением на свет я обязан великому русскому писателю.
- По первой профессии вы инженер-химик. В химии есть опасные для здоровья человека вещества, с которыми нужно работать только под защитой спецсредств. А в музыке есть что-то опасное?
- Есть, и не только в музыке. Я шесть лет проработал на химическом заводе и знаю, какой разрушительной силой обладает русский мат. Конечно, когда надо спасать пьяного вальцовщика, который рукой пытается вынуть резину из валков, ничего другого сказать просто не успеваешь. Потому что если промедлишь и не одернешь горе-работника, руку ему оторвет моментально. Но я считаю, что нам давно уже пора очнуться и понять, что матерные выражения в повседневной речи способствую превращению страны в подобие зоны. А что такое блатная песня с ее моралью: умри ты сегодня, а я завтра? Для тюрьмы это, наверное, естественное состояние, но когда человечество хочет выжить в напряженной борьбе с природой и сложностями жизни, для этого нужен Моцарт. Ведь каждое музыкальное произведение - это маленькая программа выживания, действующая на подсознание. Когда молодые люди матерятся или проникаются уголовными интонациями, то деформируют, губят свою психику. Они как бы приучают себя свыкаться с неудачами, превращаясь в эдаких дурачков в стране чудес, которых всегда можно обмануть, которыми легко манипулировать. От музыки напрямую зависит психическое здоровье нации.
- Почему в странах с сильной экономикой так высок интерес к классической музыке? Там специально создаются условия, при которых богатым выгодно вкладывать деньги именно в это направление искусства, а не, скажем, в попсу, которая во всем мире считается музыкой для подростков?
- Любая разумная цивилизация пытается себя защитить некоей "пленкой культуры". Когда эта защитная пленка прорывается, происходят революции и перевороты. Согласно теории основателя аналитической психологии Карла Юнга творческая интеллигенция создает культурные архетипы, и они становятся моральным ориентиром для общества. "Евгений Онегин" Пушкина, "Война и мир" Толстого, опера "Жизнь за царя" Глинки, балет "Лебединое озеро" Чайковского, фильмы "Чапаев", "Волга-Волга", "Семнадцать мгновений весны" - все это культурные архетипы, которые и составляют защитную пленку. Они, словно тросы, скрепляют в единое целое наше Коллективное бессознательное, которое мы называем народом, Родиной, Россией. Это своеобразный гигантский компьютер, связывающий всех со всеми и поддерживающий в людях сознание сопричастности историческому процессу.
Интересно, что всякая новая власть первым делом пытается блокировать архетипы прежней власти и создать свои. Большевики выслали из страны или уничтожили многих носителей старой царской культуры. Американцы и мы после второй мировой войны провели в Европе денацификацию, заблокировав культурные архетипы нацистского режима. И наши шестидесятники создали новую систему культурных архетипов на волне хрущевской разгромной критики культа личности. Однако сейчас в России творческая интеллигенция опрометчиво задвинута на обочину жизни. А ведь только она одна и способна создавать новые архетипы... И нам не осталось ничего другого, как развернуться назад - в ретро. Первым звоночком стали "Старые песни о главном", затем вернулся сталинский гимн... Но так жить нельзя. Чем глубже человек погружается в прошлое, тем больше он чувствует отвращение к настоящему. Не зря в последние годы Россия лидирует в списке стран с большим числом граждан, которые чувствуют себя несчастными.
- Что же делать?
- Мы должны развернуться в противоположную сторону от "Старых песен о главном". Человек не может полноценно двигаться вперед с головой, повернутой назад. Власти должны понимать, что стране нужны новые поведенческие архетипы и в их создание нужно вкладывать большие материальные средства. Народу недостаточно показывать только резвящуюся старушку Пугачеву и превратившегося в пародию на самого себя Киркорова. Когда в немецком городе Вангене я ставил свой мюзикл по Маяковскому "Клоп", то спросил у игравших в спектакле 17-18-летних учащихся местной гуманитарной школы, почему они не слушают поп-музыку. Юные артисты очень обиделись: "Господин Дашкевич, нам уже давно не 13 лет!"
Любой современной нации никак не обойтись без большой литературы, большого кино и большой музыки. В Америке, например, сейчас активно концертируют полторы тысячи симфонических оркестров. У нас же таковых, дай Бог, если наберется 50. Да, это серьезные расходы. Но во все эпохи, начиная со времен Баха и Моцарта, здравомыслящие государи сознательно шли на это, прекрасно осознавая, что музыка выражает национальную идею. Вы заметили: как только у нас кто-либо пытается говорить о национальной идее, получается ерунда. Одни слова здесь бессильны. "Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, музыка Чайковского, Прокофьева, Шостаковича - все это передавало национальный дух своего времени. Другого способа нет.
- Может быть, у нас просто не хватает талантливых композиторов?
- Ежегодно российские консерватории выпускают примерно 30-40 новых композиторов. За последние 15 лет их должно набраться с полтысячи. И где они? Посмотрите, с каким упорством немцы, голландцы, французы поддерживают и "раскручивают" своих композиторов. Там понимают, что серьезная национальная музыка создает и поддерживает у народа хорошее настроение, высокий жизненный тонус, вызывает гордость за свою страну. А наше государство заявило, что музыка - такой же товар, как и все остальное, и сняло с себя практически все расходы. Но у композитора нет таких денег, чтобы из собственного кармана оплачивать труд оркестровых музыкантов, дирижера, аренду зала, выпуск компакт-диска. И получается, что мы проворонили полтысячи композиторов новой России, которые растворились в небытии. А это могли быть новые Рахманиновы, Скрябины, Стравинские. Оказалось, что в России даже многим известным композиторам нет возможности выразить себя. Щедрин уехал в Мюнхен, Губайдулина живет в Гамбурге...
А между тем сегодня все хит-парады переполнены фальшивыми "звездами", которых так и хочется ссыпать в мешок и отнести куда-нибудь на свалку. Потому что толку от них никакого. Замена серьезной музыки песенками подобна попыткам вычерпать море ложкой. Только новая качественная серьезная музыка способна дать понимание о том, что происходит с миром, со страной, с человеком. А пока мы смутно осознаем, в каком состоянии находимся. И медленно превращаемся в варваров, которые в часах следят только за секундной стрелкой, не замечая минутную, потому что она движется медленно, и уж никакого внимания не обращая на часовую, потому что она, казалось бы, совсем стоит на месте. Большая музыка - это часовая стрелка. А мы радуемся, что бегает секундная (эстрадная песня), и нам кажется, что там что-то происходит. А там ничего нет.
Если так будет продолжаться и дальше, то совсем скоро у нас в стране будут считать, что композиторы - это те люди, которые пишут музыку для мобильных телефонов.
- Со своей будущей женой вы познакомились на почве химии или музыки?
- Ольга была студенткой-скрипачкой, когда я преподавал в Гнесинском институте. Мы вместе уже 38 лет. Я считаю это своим самым крупным музыкальным достижением. Она четверть века проработала педагогом в Гнесинской школе. В скрипичном деле даже при самых выдающихся природных данных невозможно стать хорошим скрипачом, не имея выдающегося педагога. Моя жена - это тот случай, когда кроткое и милое существо в быту на уроках превращается в зверя, от которого нерадивые студенты уходят в слезах. Композиторскую профессию тоже легкой не назовешь. Если вы готовы подниматься по ночам, чтобы записывать пришедшие к вам во сне музыкальные фразы, а днем сидеть над партитурой по 10-12 часов кряду, испытывая нарастающий энтузиазм хотя уже смертельно устали, и мозги отказываются работать, тогда из вас может получиться композитор. Во всех остальных случаях этой профессией лучше не заниматься.
Беседу вел