Топ-менеджеры и крупные предприниматели зарабатывают состояния и депрессию одновременно. Сколачивать капиталы приходится, непрерывно играя роль железных боссов для подчиненных и конкурентов. Психологические расстройства начинаются, если босс остается железным не только во время разбора полетов на работе, но и дома на кухне.
- Расплатой за безудержный карьеризм может стать аспонтанность - состояние, при котором человек не может выйти за рамки придуманной для себя роли. Подчас сам того не осознавая, он страдает от несвободы в поступках и эмоциях, - говорит психолог-консультант Елена Гришунина.
Только человек с амбициями обойдет соперников. Но постоянная гонка - стремление к совершенству - не дает оценить уже достигнутый успех. Зараженный синдромом богатства продолжает работать по 24 часа в сутки без выходных и отпусков, даже когда вполне может позволить себе отдых на Гавайях в пятизвездочном отеле.
- У меня слишком много обязанностей. Но разве я могу доверить эту работу кому-то другому, если знаю, что так, как я, ее никто не сделает, - вот типичная жалоба VIP-клиента психологической службы.
А чувство удовлетворенности так и не наступает - ведь непрерывное напряжение не позволяет полностью проявить свои таланты. Заработавшиеся клиенты привлекают психологов, чтобы научиться использовать собственное положение и деньги не только для расширения бизнеса.
- Времени получать удовольствие от жизни у этих трудоголиков не остается, - говорит Елена Гришунина. - В основе явления - страх потерять нажитое. Вот закончится финансовый год, вот привлеку миллион инвестиций, вот заключу сделку... Всегда есть повод подождать с отдыхом до лучших времен.
Не меньшие тревоги гложут тех, кто уверен в своей финансовой стабильности. Причем, кроме проблемы, куда вложить миллионы, могут возникнуть совсем необъяснимые терзания. Люди, испытавшие все радости, доступные за деньги, тоже становятся клиентами психоаналитиков.
- Когда вроде бы все сбылось, нужно придумать и осуществить новую мечту, - рассказывает Гришунина. - Недавно на прием пришла абсолютно благополучная бизнес-леди. Налаженное дело, образцовая семья: муж, двое детей... При этом даме не давало покоя чувство собственной нереализованности.
Спасло клиентку новое увлечение. Еще в детстве она грезила об игре на скрипке. Овладев музыкальным инструментом на пятом десятке, новоиспеченная исполнительница вернула себе вкус к жизни.
Нередко проблемы деловых родителей передаются детям. Мучительно привыкать к богатству малышу не приходится. Напротив, папа и мама предупреждают все прихоти чада с рождения. В результате ребенку просто нечего хотеть. С другой стороны, на общение с отпрыском нет времени, он чувствует себя неинтересным, ненужным. В такой обстановке малыш либо замыкается, либо становится истеричным манипулятором. Психологам приходится учить маленьких жертв родительского бизнеса рассказывать о себе, делиться своими переживаниями с взрослыми. А глав корпораций забывать о своих служебных заботах и привычках и входить дома в образ родителей.
Нехватка свободного времени, страх банкротства и конкуренции, потеря доверительных отношений в семье способны довести человека до депрессии. В исключительных случаях психологи советуют клиентам сменить сферу деятельности. И все же чаще всего никакие психологические перегрузки не вынудят отказаться "гореть на работе".
- К психологу наведываюсь регулярно, - рассказал мне VIP-клиент одного из московских психологических центров, - за все нужно платить, в том числе за напряженный образ жизни, и если мне есть чем рассчитаться за восстановление душевных сил, значит, цель оправдывает средства.