РОССИИ СТОИТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ "НЕФТЯНОЙ ЭКОНОМИКИ"

Тональность обсуждения российских событий в западных столицах сейчас заметно отличается от той, что была всего пару месяцев назад. После событий, связанных с арестом главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и выборов в Государственную Думу, возникает вопрос: не произошла ли в России смена курса, а если произошла, то какие последствия это может иметь для отношений с внешним миром?

Некоторые сигналы, поступающие из России, настораживают. Кое-кто, очевидно, не прочь начать опасную игру, которая поставит под угрозу основу наших взаимоотношений - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом. Намерена ли Россия продолжать политику реформ, которая превратит в реальность идею интеграции и сотрудничества с остальной Европой? Станет ли она в полной мере утверждать власть закона и продолжать демократизацию политической системы? Будет ли стремиться к созданию более открытой и конкурентной экономики?
Если ответы на эти вопросы будут положительными, а в это хочется верить, мы вступим в новую эру больших совместных возможностей.
Первоочередная задача - завершить переговоры между Россией и ВТО до конца 2004 года. Россия должна отбросить протекционистские интересы, препятствующие ее интеграции в мировую экономику. Необходимо найти формулу соответствия цен на природный газ на внешнем и внутреннем рынках.
Хотя за последнее десятилетие Россия несколько снизила свою чрезмерную зависимость от экспорта нефти и газа, ее экономика по-прежнему ориентирована на вывоз сырья. Прогресс, как представляется, явился главным образом результатом успешной деятельности новых российских нефтяных компаний, сумевших выправить положение в старой, распадавшейся советской нефтяной индустрии и добиться роста производства, а также следствием высоких цен на нефть. Однако предстоящий этап предъявит более высокие требования - не в последнюю очередь это касается притока капитала. Увеличится потребность в масштабных инвестициях для финансирования геологоразведочных работ и эксплуатации новых высокорентабельных, но отдаленных месторождений.
Газовая отрасль, гораздо более важная в долгосрочной перспективе, отстает в развитии. Реформы частично проведены, но старая структура, по сути, так и не демонтирована. Здесь также потребуются гигантские инвестиции в новые месторождения и в создание инфраструктуры для экспорта газа на "голодные" рынки Западной Европы, Китая и Японии.
В последние месяцы в России усиливаются голоса, призывающие к сохранению или воссозданию того или иного вида государственного и национального контроля и даже к национализации природных активов. Такая модель развития имеет право на существование. Но надо отдавать себе отчет в том, что она повлечет за собой ограничение возможностей поступления капитала и технологий из других стран, а необходимое развитие добывающих отраслей значительно замедлится.
Экономическая и политическая системы взаимосвязаны. И если "нефтяная экономика", безусловно, сочетается с полуавторитарной политической системой, то современная, основанная на широкой отраслевой базе и конкурентоспособная экономика с ней вряд ли совместима. Есть множество примеров того, как авторитарные и полуавторитарные режимы в разных странах мира развиваются до определенного уровня, но после этого потребность в твердой власти закона, прозрачной и открытой политической системе и здоровом гражданском обществе, функционирующем, помимо государства и господствующих экономических структур, диктует необходимость полнокровной демократической системы.
Если Россия выберет современную экономику с широкой базой вместо малоперспективной в конечном счете "нефтяной экономики", это будет выбор в пользу долгосрочного экономического развития, интеграции и сотрудничества с остальной Европой, а со временем - и в пользу соответствующего политического режима.
Полностью статья будет опубликована в журнале "Россия в глобальной политике".
(Напоминаем, что сама рубрика "Я так считаю" предполагает дискуссионный характер публикации и позиция автора может не совпадать с позицией газеты.)