БЕЗ ЭРОТИЧЕСКОГО ЭКСТРИМА

"Самые скандальные фильмы о самом прекрасном" - такой броский слоган венчает афишу проходящего в Москве фестиваля "Лики любви". На самом деле по-настоящему скандальных картин, за исключением, может быть, американской "Секретарши", иронически повествующей о не до конца нормальной паре, получающей сексуальное удовлетворение от энергичных шлепков по ягодицам, на нынешнем киносмотре почти нет. Весь эротический экстрим, снятый на студиях мира за годы сексуальной революции, был уже показан на прежних "Ликах любви".

К тому же продюсер фестиваля Марк Рудинштейн жесткой метлой выметает из фестивальной программы фильмы на гомосексуальную и лесбийскую тему, которая в мировом кино по-прежнему считается источником и синонимом скандала. Правда, в конкурсные картины "Желание" и "Вдали от рая" "голубая" тема таки просочилась, но в качестве побочного, а не главного мотива. Так что на трех фестивальных площадках "Ликов" идет по большей части вполне "добропорядочное" кино о "правильных" взаимоотношениях полов, которое тем не менее не стало от этого более пресным...
До конца фестиваля еще несколько дней, а он уже во многом оправдал свое название. На экране за минувшую неделю предстали разные - и неизменно волнующие зрительское воображение - лики любви. Любовь-озарение, любовь-вспышка, за одну ночь переворачивающая жизни и судьбы, - как в изящном французском фильме "Разница во времени", показанном на открытии фестиваля. Любовь-самопожертвование, любовь-долг, пронесенная через десятилетия трудной, наполненной лишениями жизни. Это уже добротный исторический фильм "На другой стороне моста", на документальном материале поведавший историю юной австрийской девушки, еще в тридцатые годы вышедшей замуж за китайца и позже разделившей вместе с ним нужду, голод, тяготы "культурной революции". Любовь как неизбывное и неразрешимое плотское томление предстает в медитативном, полном чувственной неги и изобразительной экспрессии таиландском фильме "Благословенно ваш", напомнившем мне своим образным строем полотна Гогена. Любовь как столкновение, дуэль характеров, воль, судеб - так трактует режиссер Вера Сторожева старую пьесу Радзинского "104 страницы про любовь" в своем дебютном фильме "Небо. Самолет. Девушка". Несокрушимой силе материнской любви посвящен психологически емкий, социально острый иранский фильм "Я - Таране, мне 15 лет", повествующий о судьбе матери-одиночки, отстоявшей в мусульманском обществе право самой родить и воспитать ребенка. Любовь-морока, любовь-безумие, толкающая человека на преступление, на убийство, - внутренняя тема многослойного, кафкианского по своей структуре фильма "Паук", поставленного корифеем мирового кино, канадцем Дэвидом Кроненбергом. Наконец, еще один классик современного экрана Такеши Китано, известный по жестким, зачастую кровавым фильмам про японскую мафию, оказался настоящим поэтом любви в нежном, печально-целомудренном и очень красивом фильме "Куклы", который показался мне просто шедевром...
Впрочем, фильмы Кроненберга и Китано, нашумевшие соответственно в Канне и Венеции, были показаны на "Ликах любви" вне конкурса, как специальные события фестиваля. А основная программа на этот раз - добротная, качественная, интересная и - на удивление - ровная. Фильма-лидера, фильма-события, на мой взгляд, в конкурсе пока не случилось. Так что фестивальному жюри, которое возглавляет замечательный польский режиссер Ежи Антчак, будет нелегко назвать обладателя Гран-при. Правда, впереди еще просмотры многообещающих фильмов "Оазис", "Смех чайки", "По воле волн", "Джульетта", которые могут основательно перетасовать весь призовой пасьянс...