- Давайте ориентироваться на факты. Начнем с того, что в 2002-м финансовая система у нас отличалась надежностью и стабильностью - вряд ли кто будет это отрицать. Стабильность в немалой степени способствовала экономическому развитию. Рост валового внутреннего продукта (ВВП) составил, по предварительным данным, более 4 процентов; промышленное производство увеличилось на 4,4.
Далее, фактом является и повышение доходов населения на 23 - 24 процента, с учетом инфляции - на 8,5. Темпы роста потребительских цен снизились с 18,6 до 15,1 процента. И хотя это чуть больше нашего прогноза (называлась, как помните, цифра 14), тем не менее, отклонение не очень существенное. Надо иметь в виду, что каждый процент снижения инфляции достигается непросто, особенно в условиях резкого увеличения золотовалютных резервов, когда при покупке иностранной валюты Центральным банком в российскую экономику вливается большая рублевая масса. Кстати, в 2002-м объем золотовалютных запасов достиг максимального уровня за всю историю новой России - 48 миллиардов долларов. Рост за один только год - более 11 миллиардов. И при этом страна полностью выполняла обязательства по внешнему долгу, выплатив 14,2 миллиарда долларов.
С другой стороны, есть, что говорить, сложности и нерешенные вопросы, не все получается, как хотелось бы. Но это трудности роста, причем отнюдь не фатального характера. Так что говорить о "стагнации" или тем более "застое" нет никаких оснований. Не случайно в преддверии Нового года одно из самых авторитетных мировых агентств, которое регулярно оценивает экономическую политику разных стран, в очередной раз повысило рейтинг России. Это тоже свидетельствует о стабильном развитии, сохранении основных положительных тенденций.
- Однако во второй половине прошлого года темпы роста промышленности стали замедляться. К сентябрю, по данным Центра экономической конъюнктуры при российском правительстве, индекс интенсивности производства (показывающий динамику среднесуточного выпуска продукции с исключением сезонного фактора) снизился до нуля, а в октябре и ноябре произошло абсолютное падение (суммарно - минус 1,8 процента). Это самое глубокое снижение индекса после августовского кризиса 1998-го. Вы не считаете все это тревожным сигналом?
- Ситуация, конечно, тревожит нас и является предметом всестороннего анализа. Основные причины известны. Главная - рост зарплат и энерготарифов увеличивает себестоимость продукции, уменьшает прибыль и инвестиции. Другая причина - относительное укрепление курса рубля к доллару. Вследствие этого импорт на нашем внутреннем рынке заметно потеснил отечественную продукцию. Соответственно уменьшился ее выпуск на тех предприятиях, которые не выдерживают конкуренции с зарубежными фирмами...
- Вывод из сказанного вами, выходит таков: не допускать укрепления рубля. На самом же деле на протяжении последних лет рублевый курс доллара постоянно отстает от темпов инфляции. Рубль укрепляется. Уже полностью исчерпан эффект девальвации 1998-го. Почему Центральный банк и Министерство финансов проводят такую политику?
- Хотел бы подчеркнуть, что в рыночной экономике возможности "командовать" валютным курсом ограничены. Представьте на секунду, что мы решили искусственно ослабить нашу валюту и Центральный банк на торгах стал покупать доллары, скажем, по 34 рубля. Сразу существенно подорожали бы импортные продукты, лекарства.
При дорогом долларе нашим предприятиям труднее покупать зарубежную технику для модернизации устаревшего оборудования. А без этого невозможно повысить конкурентоспособность российских товаров. Значит, будет консервироваться техническая отсталость. Поэтому мы стараемся действовать продуманно, взвешенно, ограничивая относительное укрепление отечественной валюты 3 - 4 процентами в год.
- Однако, судя по продолжающемуся наступлению импорта на наш внутренний рынок и падению в последние месяцы интенсивности отечественного производства, эффект, видимо, не очень высок?
- Не стоит делать скоропалительных выводов. Каждый год происходит сезонный осенне-зимний спад. Не сомневаюсь, что после нынешнего очередного витка рост производства вновь начнется, причем уже в ближайшее время. Деньги на рынке есть, в стране сохраняется экономическая и политическая стабильность, менеджмент предприятий за последние годы приобрел ценный опыт... Ускорению роста будет способствовать активизация структурных реформ, снижение налоговой нагрузки, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.
Что касается повышения конкурентоспособности отечественной продукции, то добиваться цели следует, конечно же, не чрезмерным ослаблением рубля, а за счет снижения издержек производства и технического перевооружения. Необходимость выживания заставит всех заниматься этим более активно. Характерно, что в общем объеме импорта немалую часть в последние годы занимает новое оборудование. Значит, подвижки в модернизации отечественных основных фондов уже происходят.
Я мог бы назвать и другие факторы, которые будут способствовать оживлению хозяйственной жизни. В частности, с 2003 года в 2 - 2,5 раза снижается налоговая нагрузка на малый бизнес, открыты кредитные линии (на средства федерального бюджета и частных фирм) для поддержки наиболее эффективных проектов. Это даст серьезный импульс развитию малого предпринимательства. Наша цель - создать такие условия, чтобы любой гражданин мог при желании открыть свое дело. В целом мы прогнозируем наращивание промышленного производства в наступившем году на 4 - 5 процентов.
- Реально ли это без серьезного расширения инвестиций? В 2002-м был самый низкий прирост капвложений...
- По мнению аналитиков, с 2003-го приток инвестиций, в том числе иностранных, будет постоянно увеличиваться. Среди позитивных сигналов - начавшееся уменьшение оттока капитала из России: с 16,2 миллиарда долларов в 2001-м до 11,7 миллиарда в 2002-м. Если капитал остается в стране, значит, инвестиционный климат меняется к лучшему.
- Руководители предприятий жалуются на Минфин. До недавнего времени средства, вложенные в модернизацию производства, не облагались налогом. Теперь эта льгота по предложению Минфина отменена. Менеджеры считают, что из-за этого резко сократились инвестиции в экономику в прошлом году. Не собираетесь ли восстановить прежний порядок?
- Нет, решение было правильным. Дело в том, что инвестиционная льгота привела к повторному вычету одних и тех же затрат из суммы налогов и зачастую просто использовалась для ухода от налогообложения. Первый раз предприятие не платило налог в момент инвестирования, вычитая вложенные в производство суммы из прибыли, а второй раз - по статье "амортизационные отчисления". Отмена льготы соответствует мировой практике. Кстати, в прошлом году доля инвестиций по отношению к прибыли не снизилась, так что не правы руководители предприятий, на которых вы ссылались. Хотел бы заметить, что одновременно с отменой льготы увеличены нормативы отчислений на амортизацию, и расходы по этой статье увеличились в прошлом году на 90 процентов. Нельзя также забывать, что с отменой инвестиционной льготы была снижена ставка налога на прибыль с 35 до 24 процентов.
- Вы упомянули о снижении налоговой нагрузки. Это перспективные планы или "процесс уже пошел"?
- Процесс действительно пошел. В прошлом году налоговое бремя в российской экономике снизилось с 33,9 процента ВВП до 32,9. Это, между прочим, существенно ниже соответствующего показателя в странах Европейского союза (40,9 процента). Посмотрим, для примера, ситуацию в нашей промышленности. На типичном предприятии соотношение налоговых платежей к общему объему выручки уменьшилось за два года с 25,6 процента до 20,9. Весьма ощутимый сдвиг.
В нынешнем году отменяется последний оборотный налог - на пользователей автомобильных дорог, который предприятия платили независимо от своей прибыли и сферы деятельности. Такие налоги вредны для растущей экономики. Решение об отмене - важный шаг к закреплению справедливых правил игры. Вообще налоги должны взиматься с прибыли, а не с выручки от реализации товаров или услуг. Важно теперь предотвратить "местную самодеятельность" - введение оборотных налогов на региональном и местном уровне, таких, например, как взимание полутора процентов с оборота "на оплату уборки территории".
В 2003-м общая налоговая нагрузка снизится до 30,7 процента ВВП. В 2004-м планируется отменить налог с продаж; в 2005-м - снизить единый социальный налог; затем дойдет очередь и до НДС.
- По многим принципиальным вопросам позиции Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли, как ни странно, основательно расходятся. Это касается и создания в России свободных экономических зон (вы - против, Герман Греф - "за"), и снижения единого социального налога (вы называете 2005 год, Греф - 2004-й), и свободного вывоза из страны наличной валюты, и размера вычетов из подоходного налога при покупке жилья, и другого. Вы оба - приверженцы реформ и либеральной экономики. Как объяснить разногласия?
- Знаете, разногласия между нашими министерствами сильно преувеличиваются. На самом деле принципиальных расхождений нет, речь идет об обычных рабочих моментах, обсуждении оптимальных вариантов. Это раньше мнение высокопоставленного работника ЦК КПСС было единственно правильным, а сегодня дискуссии - нормальное явление. В чем-то Герману Грефу удается убедить меня, в чем-то - мне его. В конечном счете мы приходим к общей позиции. У нас, кстати, - личные дружеские отношения, часто отдыхаем в одной компании, катаемся под Москвой на лыжах.
- Социальная цена реформ оказалась для многих россиян непомерно высокой. И хотя в последние годы доходы в реальном выражении (то есть с учетом инфляции) росли относительно заметными темпами, тем не менее удалось всего лишь компенсировать тяжелейшие последствия августовского обвала 1998-го и выйти на докризисный уровень. А в 2003 году заложенные в бюджете темпы роста расходов на социальную политику уже существенно ниже, чем были в 2002-м. Ваш комментарий?
- Хочу обратить внимание на то, что и в нынешнем году, на который приходится пик выплат по внешнему долгу, речь идет не о снижении или замораживании социальных расходов, а их росте. Но темпы будут действительно несколько ниже прошлогодних. Это закономерно. В 2001-м и 2002-м реальные доходы повышались, можно сказать, рекордными темпами для того, чтобы быстрее выйти на докризисный уровень. Цель была достигнута. Теперь планку надо устанавливать на уровне, который должен соответствовать темпам роста экономики. Это как в любой семье: нельзя тратить больше, чем зарабатывают. В стране среднедушевые доходы не могут повышаться быстрее темпов роста валового внутреннего продукта, производительности труда, промышленного производства. Тем не менее на 2003 год запланировано максимально возможное увеличение социальных расходов. В частности, на 33 процента повысится зарплата учителей и врачей; вдвое станут больше стипендии... Словом, мы сохранили социальную направленность бюджета, особо выделяя приоритетные направления.
- Один из острых вопросов - крайне неравномерное развитие субъектов Федерации. На отсталых, так называемых депрессивных территориях масштабы бедности порой приобретают чрезвычайный характер. Оказывает ли правительство какую-либо помощь этим территориям?
- Конечно. Из федерального бюджета финансовая помощь регионам ежегодно увеличивается. В 2000-м она составила 2,1 процента ВВП; в 2001-м - 2,3; в 2002-м - 2,5. Финансовую помощь оказывают через систему специально созданных в федеральном бюджете фондов, в том числе - для поддержки депрессивных регионов. Кроме того, целевым назначением выделяются средства на инвестиционную помощь - для создания собственной ресурсной базы субъектов Федерации. Нельзя же бесконечно долго быть убыточным. Уже сегодня разработаны специальные программы помощи. Четыре из них - самые крупные, ключевые - предусматривают развитие Дальнего Востока, юга России, Сахалина и Калининграда. Вообще, через трансферты федеральный центр оказывает помощь более 70 регионам. При этом учитывается конкретное положение дел в каждом из них. Например, наиболее сложная ситуация с ветхим жильем в Тульской, Кемеровской, Астраханской областях и Якутии. Этим четырем территориям выделяются средства на решение жилищных вопросов в приоритетном порядке.
Что касается поддержки малообеспеченного населения, то среди прочих мер большое значение имеет усиление адресной социальной помощи. Этого принципа придерживаются и федеральные, и местные власти.
- Многое из намеченного, к сожалению, у нас далеко не всегда удается реализовать. Темпы структурных реформ вызывают серьезное беспокойство, мы теряем время, не используем благоприятные возможности, те же высокие мировые цены на нефть. Принятые "наверху" решения нередко вязнут в неповоротливой бюрократической машине. Хватит ли властям предержащим политической воли, чтобы переломить ситуацию?
- Это один из самых важных вопросов. Уже в нынешнем году планируется начать практическую подготовку к проведению реформы государственного управления. Сейчас федеральный центр и регионы во многом дублируют друг друга. Немало параллелизма и в работе министерств, ведомств. В модернизации, соответствующей требованиям времени, нуждается вся система государственного управления. Следует, например, разделить нормотворческие функции и контрольные. Будут уменьшены полномочия федеральных органов, ибо в рыночных условиях не должно быть избыточного регулирования экономических процессов. Очень важно повысить ответственность госслужащих за порученное дело.
Работа по сокращению численности федеральных чиновников идет постоянно. Не сомневаюсь, что уже в скором времени система управления выйдет на качественно новый уровень.
- Вы не первый год возглавляете комиссию по оптимизации структуры государственных организаций, финансируемых из бюджета. Удалось сделать что-то реальное?
- Безусловно. Сняты, например, с федерального "довольствия" более 120 тысяч организаций, которые не должны иметь статус государственных и содержаться на деньги налогоплательщиков. Почему, скажем, поликлиники ряда хозяйствующих министерств финансировались из федерального бюджета? Мы прекратили эту практику с первого января нынешнего года.
Сейчас занимаемся сокращением огромной армии федеральных контролеров. Вы себе даже представить не можете, сколько их в нашей стране. Есть ситуации просто анекдотические. В Эвенкийском автономном округе, где проживают менее двадцати тысяч человек, - более тысячи контрольных работников - явный перебор. Или вот анализировали недавно на комиссии ситуацию в Министерстве сельского хозяйства. Там - 117 тысяч контролеров. Численность их будет сокращена в ближайшее время. И подобной "ревизии" не избежит ни одно министерство.
- Не пора ли в таком случае провести ревизию всех расходов бюджета?
- Самое время. Такая работа сейчас начата, и к 1 апреля будут получены первые результаты. Премьер-министр подпишет, как ожидается, в ближайшее время постановление о составе и полномочиях созданной недавно правительственной комиссии по вопросам оптимизации бюджетных расходов, которую поручено возглавить мне. Подчеркну, что полномочия предполагается ей придать самые широкие.
Сегодня уже многие заметили, что бюджетная система России страдает одновременно от недоедания и ожирения. Зарплаты бюджетников, пенсии, оклады военнослужащих и бюджетные пособия пока крайне малы, а вот целевое использование и эффективность другой, самой значительной части бюджета необходимо тщательно и строго проверять. Надо просмотреть все расходные полномочия, провести полную их инвентаризацию. Если деньги тратятся неэффективно, пусть даже они добыты лоббистами в самых жарких бюджетных схватках, они должны быть направлены на действительно необходимые цели. Иначе дальше труднее будет продолжать повышение зарплаты, а главное - снижение налогов.
- Кто войдет в состав этой комиссии?
- Представители всех основных министерств и ведомств, администрации президента и Счетной палаты.
- А сторонник самого радикального сокращения госрасходов - советник президента Илларионов?
- Я пригласил Андрея Николаевича участвовать в работе правительственной комиссии. Еще раз замечу, что мы будем в первую очередь тщательно изучать структуру расходов с точки зрения ее оптимизации, а не сокращать их абсолютный объем.
- И последний вопрос. Может ли стать рубль резервной валютой Международного валютного фонда?
- Да, это вполне реально. Как только мы погасим задолженность перед МВФ, а это произойдет в ближайшие годы, рубль может стать резервной валютой. То есть МВФ будет выдавать займы в том числе и в рублях, а страна, получившая такой кредит, сможет по желанию конвертировать рубли в любую иностранную валюту фонда.